Международный фестиваль современного
искусства СКИФ ежегодно становится одним
из крупнейших культурных событий в жизни Петербурга и всей России. СКИФ-13
пройдет с 23 по 25 апреля 2009 года в Центре современного искусства. Мы решили
побеседовать с продюсером и директором СКИФа Анастасией Курехиной и
известным контрабасистом (в прошлом - одним из координаторов СКИФа)
Дмитрием Каховским.
Звуки.Ru: Как Вам кажется - то, что происходит с фестивалем СКИФ -
это эволюция, деградация или, может, просто некое непредсказуемое брожение?
Анастасия Курехина: За эти годы я поняла, что фестиваль живет своей
жизнью и не слишком зависит от тех, кто занимается финансированием, подбором
артистов и остальными вещами. Потому что так сложилось, что в эти апрельские
даты должны съехаться очень известные и совсем не известные музыканты, и
состоится рождение такого живого организма, нового объекта. Фестиваль
изначально планировался как мультикультурный и междисциплинарный. С точки
зрения зрителя, здесь зависит от того, кто на что хочет попасть и кто на что
сможет. Нас часто критиковали за разброд и шатание в расписании, но сейчас
почти каждый сет начинается вовремя. Вот только выяснилось, что сама публика
неорганизованная, и большая часть приходит уже ближе к полуночи. Мало кто
выдерживает три дня такого марафона, и мы сделали теперь два основных дня плюс
день с видео- и кинопрограммой.
Звуки.Ru: Настя, а что влияет на успех фестиваля?
Анастасия Курехина: Могут сработать самые разные факторы -
помещение, например. Сейчас в Центре очень хороший звук, большой зал, а в
следующем году мы хотим провести реконструкцию, чтобы создать здесь новую
площадку-трансформер. Многие говорят, что СКИФы, которые проходили в ЛДМ, затем
в Балтдоме, и теперь вот в Центре современного искусства, очень отличаются.
Пространство тоже вносит свой вклад в атмосферу, и каждый раз получается
интересно. В целом можно сказать, что мы взяли такую планку по количеству и
качеству музыкантов, что от этого уже не отказаться.
Дмитрий Каховский: СКИФ - это особый жанр олимпийских игр гладиаторов.
Это формулировка достаточно образна, но мне это видится именно так. Олимпийские
- по значимости фестиваля, по международному резонансу (в среде людей,
занимающихся экспериментальным искусством). А люди, которые сюда приезжают,
уже сформировали скифовский контекст. То есть формально подобного фестиваля не
только в России, но и в Европе, нет. Я имею в виду масштаб, количество
участников, качество музыки и уровень бессознательного, которое здесь
проявляется. Мне неизвестны никакие структуры, занимающиеся экспортом команд
такого формата за рубеж. В основном вывозят русский рок, советскую и
современную эстраду и так далее. И для русских участников, многим из которых не
с чем сравнивать (каждый год на СКИФ приглашаются совсем молодые перспективные
проекты), фестиваль по сути растягивается на целый год. Безотносительно того,
как к нему относятся сами исполнители и критики. То есть это явление, выходящее
за свой чисто музыкальный контекст. Я имею в виду особое послевкусие СКИФа и
еще то, я назвал бы это "инъекцией реальности". Потому как многие
творческие люди живут в виртуальном мире мифов, а СКИФ - это очень жесткая
реальность и испытание.
Звуки.Ru:Как проходили СКИФы в Америке и Германии? Можно ли назвать
СКИФ сугубо питерским явлением?
Анастасия: Изобретателем СКИФа был Борис Райскин, участник
курехинской Поп-механики. Благодаря своей бешеной энергии он это и
организовал, и первые два фестиваля прошли в Нью-Йорке. А потом был год
культуры России в Германии, и немцы сами сказали, что им не нужен только
Мариинский театр и классика - им нужна современная музыка. Там все прошло
здорово, в отличном центре, созданном на месте старой пивной фабрики. Масса
залов, отличный звук, много места, в том числе и для уличных музыкантов. Из
наших ездили и Аукцыон с Хвостенко, и Владимир Волков, из
зарубежных John Cale, Fred Frith, Holger Czukay. Но я надеюсь, что это
не останется разовыми акциями, сейчас мы планируем СКИФы в Париже, Лондоне и
Майями.
Дмитрий: Это были проекты, проходившие по желанию обеих сторон. Я
был на Берлинском СКИФе. Это было не похоже на российский вариант, потому что
немецкая собранность и педантичность обеспечили такую организацию и дисциплину,
что это стало своего рода медвежьей услугой для многих наших коллективов.
Некоторые сыграли формально, выпав из сферы своего привычного существования.
Кроме того, я пришел к выводу, что по-настоящему СКИФ можно проводить только в
Петербурге. Все попытки перенести такое безумие на иную почву, как правило,
неубедительны. И в хорошем, и в плохом смысле - это вид творческого безумия,
существующего только у нас.
Скажем, я наблюдал фестивали, проходящие в Москве. Но все же существуют
московская и петербургская реальности. Они проявляются и в саунде, и в
менеджменте, если мы говорим о музыке и фестивалях такого плана. Различия
существенны, и для меня в московской атмосфере остается что-то непонятое и
непринятое. Странно, Москва вроде должна быть более корневым городом, но в
Петербурге это как-то более ярко выражено - не на уровне деклараций, а на
уровне чувствования. То есть мне кажется, что петербургская сцена более
русская, более первичная. Она более аморфная, но при этом более аутентичная. И
если ты хочешь узнать русскую музыку, надо ехать в Петербург. Дело не в стилях,
а в духе, объединяющем весьма разные сферы: оперу, театр, экспериментальную
сцену. И эта самая музыкальная андеграундная сфера очень мала, это всего-то
человек сорок, для огромного нашего города это, конечно, мизер, но именно
усилиями этих людей что-то вообще происходит.
Звуки.Ru: Какие выступления на предыдущих СКИФах вам больше всего запомнились?
Анастасия: Многие участники поразили своей отвязностью и новым
классным мышлением, например, Ben Frost - просто волшебник, группа ZU очень
запомнилась. А вообще у меня многие впечатления смешалось, так как из СКИФа
выросли еще два фестиваля - Этно-Механика и Электро-Механика, и многих
артистов, которых не удается привезти на СКИФ, мы приглашаем туда.
Дмитрий: Их было много. Потом я же говорю - это фестиваль, на
который приезжают люди со всей России и из других стран, а сам СКИФ опутывает
собой целый город. Вот, например, несколько лет назад в рамках фестиваля
выступал известнейший японский музыкант Otomo Yoshihide, и помимо
СКИФской сцены, он играл еще в одном джазовом петербургском клубе. Сначала на
вертушках, потом взял гитару и стал шуметь ей, бросая на пол. Затем достал свой
член и стал им играть на гитаре. Это было весьма интересно и одновременно забавно:
Звуки.Ru: На последних СКИФах мне понравились сеты Felix Kubin,
David Chazam, Jean Jacques Perrey, Radian, Волшебной Одноклеточной Музыки,
других исполнителей. От следующего фестиваля каких открытий ты ждешь?
Анастасия: Мы давно списывались с японской авант-хардкор-группой
Zeni Geva, и вот, наконец, они приедут. Будет KK Null, будет
легендарный барабанщик Яки Либерцайт (Jaki Liebezeit). А вообще всегда
бывают самые неожиданные сюрпризы. СКИФ всегда будет интересен тем, кто слушает
что-то кроме попсы. Главное для меня - чтобы случилось не просто мероприятие, а
праздник, и, к счастью, это получается.
Дмитрий: Я всегда жду открытий, и они каждый раз случаются. Это уже
целая структура, целая резервация. И есть закономерность - даже если не будет
никаких хэдлайнеров, безумие состоится.