Выпустив неудачный сингл, квартет сменил название на Idle Race. Уже на
следующий год Линн стал ведущей личностью ансамбля, отвечая за звучание и направление,
а также за песенный материал. Дебютный альбом обнаружил его мелодический талант и юмор;
особенно выделялись композиции Follow Me Follow и The Skeleton and the Roundabout. Ко
второму альбому влияние Линна в группе увеличилось еще больше, здесь он оказался и
продюсером. Группа исполняла интеллигентную поп-музыку с примесью психоделики. Многие
из лучших композиций Линна при прослушивании вызывали ассоциации с Beatles, но без
цитирования или плагиата. К сожалению, весь потенциал ансамбля остался нереализованным
из-за безразличия аудитории. Коммерчески выигрышные песни Come With Me и At the End of
the Road, казалось, были обречены на успех, но хитами не стали.
В этих условиях, несколько раз отклонив приглашение перейти в группу Move, Линн в
конце концов там и оказался в январе 1970 года, подразумевая в перспективе именно
создание Electric Light Orchestra. Оставшееся трио, добрав к составу Майка Хопкинса и
Рэя Коллэма (позже замененного Дэйвом Уолкером), записало альбом (I3), смесь прогрока
с откровенной попсой, и в феврале 1972 года распалось. Для Move Линн написал сингл
Do Ya (на обратной стороне песня California Man), который оказался успешным в США и
стал залогом будущих успехов ELO.
Последний коллектив к концу 1971 года состоял только из Вуда, Линна и ударника Бева
Бивена и изначально был задуман как ансамбль, функционирующий параллельно Move и
принимающий эстафетную палочку оркестрального рока от недавно распавшихся Beatles,
создавших в этом ключе I'm the Walrus и Strawberry Fields Forever. Альбом (1) с весьма
смелыми творческими концепциями записывался на экспериментальной студии фирмы Harvest и
вышел только через два года после распада Move. В порядке эксперимента музыканты добавили
в обычный инструментальный расклад еще и виолончель, гобой, фагот и кларнет. Альбом был
довольно удачно распродан, а песня 10538 Overture из него в июне 1972 года попала в
списки. В это же время группа начала и сценические выступления в Лондоне, в которых,
помимо трех основателей, приняли участие виолончелисты Хью Макдоуэлл, Майкл Эдвардс,
Эндрю Крэг, пианист Билл Хант и скрипач Уилф Джилсон. С тех пор проблема аппаратуры и
технической стороны звучания смычковых инструментов стала главной в деятельности группы.
Когда Вуд, забрав Макдоуэлла, отправился создавать ансамбль Wizard, многие уже видели
конец Electric Light Orchestra, хотя Вуд во время своего ухода вполне доброжелательно
заявил в прессе, что такой талантливый музыкант, как Линн, вполне мог бы вести за собой
целую группу. Линн и Бивен отмобилизовались и сколотили команду, состав которой являл
собой крайне странную коллекцию то ли роковых, то ли классических музыкантов, хотя
музыка, которую они исполняли, не представляла из себя в чистом виде ни того, ни
другого. Трое из девяти участников состава, записавшего диск (2), ранее были членами
Лондонского симфонического оркестра.
Альбом этот был выпущен в феврале 1973 года и в целом вызвал индифферентную реакцию.
На нем было заметно, что Линн несколько уменьшил удельный вес звучания смычковых, и
первая же из записей, выполненная в новой манере, смелый парафраз знаменитого рок-н-ролла
Чака Берри Roll Over Beethoven, принесла ансамблю самый значительный успех в мировых
списках. В третьем альбоме (3) роль смычковых была еще более занижена, результатом чего
явилось создание таких очаровательных рок-н-ролльных композиций, как Ma-Ma-Ma-Ma-Belle.
Затем на альбоме (5) звук смычковых оказался совершенно утопленным в полифоническом
звучании 20-членного оркестра. К этому моменту музыка ELO представляла собой причудливый
калейдоскоп ярких мелодий, превосходно аранжированных под классику средствами симфо-рока.
Хит-парадные бестселлеры Evil Woman, Showdown, Strange Magic, Nightrider продолжали
стабилизировать репутацию группы, однако критика к богатым и размашистым творениям Линна
отнеслась скептически, усмотрев в них заимствования из Beatles, 10cc и даже Дилана.
Все это в язвительной форме излагалось в рецензии New Musical Express на альбом (7),
в которой была отмечена только песня I Can't Get It Out of My Head.
Очень приветливо отнеслись к ансамблю в США, где каждый их альбом, начиная с (5),
становился "золотым" и где ELO совершили гигантское турне. "Живая" пластинка (6) была
записана на концерте в Лонг-Бич в 1974 году, а фэны в Англии удовлетворили свои
потребности только импортной продукцией.
В этой спорной ситуации в сентябре 1976 года на прилавках появился самый важный и
самый лучший диск группы (8) (в названии заложена игра слов - оно может быть переведено
и как "запись из Нового Света" и как "новый мировой рекорд"). В создании диска, кроме
составлявших в последнее время костяк группы Линна, Бивена, вернувшегося из Wizard
Макдоуэлла и виолончелиста Мика Камински, приняли также участие клавишник Ричард Тэнди,
басист Келли Граукат и виолончелист Мелвин Гэйл. Дирижер оркестра - Луис Кларк,
авторство всех песен принадлежало Линну. "Наконец-то классическая запись группы", - так
приветствовал успех диска Melody Maker. Альбом этот окончательно сломил холодность
британской публики и критики. В США было продано более двух миллионов экземпляров. Очень
успешно на сингловом рынке разошлись четыре песни из этого альбома - Livin' Thing,
Rockaria, Do Ya и Telephone Line. Звучание смычковых - больной для группы вопрос - в
этой записи звучало предельно естественно и в то же время совершенно характерно.
Необычные смены ритма вместе со стандартными ритм-энд-блюзовыми риффами составили
главное очарование песни Livin' Thing или оперной пародии с "колоратурным сопрано"
Rockaria. Опять не обошлось без влияния Beatles: песня Telephone Line напомнила о лучших
балладах Пола Маккартни.
Альбом этот явился высшей точкой для ELO, музыку которой Линн сделал
экспериментальной и мелодичной, необычной и прозрачной.
В своих выступлениях ELO интересно использовали всяческие технические и световые
эффекты. Над сценой, как марка, ярко светились как будто подвешенные в воздухе три
огромные буквы, составляющие аббревиатуру названия ансамбля.
В дальнейшей их работе доминировали две тенденции - сокращение численности состава
и стерилизация музыки, делающая последнюю, с одной стороны, яркой и технически
завершенной, а с другой - безэмоциональной и незапоминающейся. В звучании стали
отчетливо прослеживаться ритмы диско - в полном соответствии с канонами этого стиля был
записан лонгплей (10). Все диски, начиная с (11), занимали высокие позиции в списках.
Альбом (12) - записанный совместно с Оливией Ньютон-Джон саундтрек к одноименному фильму.
В условиях кризиса Линн в 1983 году распустил группу, которая через три года была
собрана вновь в составе: Линн, Камински, Бивен, Тэнди, Гейл и Граукат. Записав альбом
(14), очень напоминавший их лучшие диски, группа вновь свернула свою активность без
официального объявления о распаде. Лишь в 1987 году стало известно, что Бивен покидает
ансамбль. Линн же сконцентрировал свои силы на записи чужих дисков, в частности,
прекрасным и современным звучанием альбом Джорджа Харрисона Cloud Nine обязан именно ему.
В 1988 году Джордж Харрисон захотел записать еще один сольный альбом и пригласил в
продюсеры Джеффа Линна. Подходящим для репетиций оказался только гараж Боба Дилана, куда
по-соседски в ближайшие дни частенько заглядывали Рой Орбисон и Том Петти. Это
замечательное сочетание звезд решило развлечься, и результатом вместе сольника Харрисона
стал великолепный дебют нового ансамбля Traveling Wilburys. Выпущенный диск добился
огромного успеха, долгое время продержался в первой тройке американских списков и стал
одним из лучших достижений в творческой карьере каждого из составляющих квинтет членов.
Следующий альбом был выпущен уже после смерти Орбисона с названием, запутывающим
энциклопедистов, и добился таких же аплодисментов. Группу очень сильно склоняли на
гастроли, но музыканты сумели устоять от соблазна, оставив за собой возможность
совместной работы в будущем. Их можно назвать последней из великих супергрупп.
В 1991 году Бивен воссоздал ELO 2 вместе с Луисом Кларком и Граукатом. Они выпустили
альбом (16). В июне 1994 года этот состав побывал на гастролях в Москве.
Дискография:
Electric Light Orchestra
- Electric Light Orchestra (в США издан под названием No Answer) (Jet 1971)
- ELO II (Jet 1973)
- On the Third Day (Jet 1973)
- Showdown (Jet 1974)
- Eldorado (Jet 1974)
- The Night the Light Went on Long-Beach (конц.) (Jet 1974)
- Face the Music (Jet 1975)
- A New World Record (Jet 1976)
- Out of The Blue (Jet 1977) OO
- Discovery (Jet 1979)
- Xanadu (саундтрек) (MCA 1980)
- Time (Jet 1981) AB
- Secret Messages (Jet 1983) B+B
- Balance of Power (Epic 1986)
- First Movement (записи 1971 года) (EMI 1986)
- Electric Light Orchestra Part 2 (1991)
сборники:
- Ole ELO! (1976)
- The Light Shines On (HRT 1977)
- The Light Shines On vol.2 (HRT 1979)
- The Greatest Hits (Jet 1979)
- The Box of their Best (Jet 1980)
- The Perfect World of Music (1988)
- Their Greatest Hits (1989)
- Afterglow (1990) OOO
- The Early ELO (EMI)
фильмография ELO:
- Live at Wembley; The Very Best of (1991)
библиография:
- Bev Bevan - The Electric Light Orchestra Story; Mushroom 1980
дискография Джеффа Линна:
- Handle With Care (в группе Traveling Wilburys) (WEA 1988)
- Traveling Wilburys vol.3 (в группе Traveling Wilbu rys) (WEA 1990) A:1/2
- Armchair Theatre (RPR 1990) A:1
сборники:
- Imposters of Life's Magazine (1976)
- Light at the End of the Road (1985)
- A Message from the Country - The Jeff Lynn Years 1968-73 (EMI 1989) A:1+
- The Best of Idle Race (SFM 1990) B:1/2
записи группы Idle Race:
- The Birthday Party (Liberty 1968)
- Idle Race (Liberty 1969)
- Time Is (RZP 1971)
альбомы группы Мика Камински Violinsky:
- No Case for Alarm (Jet 1979)
- Stop Cloning About (Jet 1980)
|