"Калинов Мост" -
легендарная сибирская рок-группа (местом рождения самой группы считается город
Новосибирск, колыбелью же лидера группы и автора песен - Дмитрия Ревякина -
можно считать Забайкалье, где он провёл детство и где до сих пор черпает свои
жизненные и творческие силы). Музыкальный стиль группы журналисты чаще всего
определяют как фолк-рок. Конечно же, это весьма условно. И сами музыканты не
раз отвергали этот ярлык. "Калинов Мост", как любая подлинно творческая
и самобытная группа, не укладывается в рамки какого-либо известного стиля, и
если и давать их песням определение, то только "калиновомостовские".
Или просто "песни". Самому Ревякину близка казачья культура, казачий
дух. В последнее время он не раз называл творчество группы "современными
казачьими песнями".
Но начиналось всё с настоящего сибирского рока. Если кого и можно было с полным
основанием так назвать, то именно "Калинов Мост" образца 1986-1989
годов. То, о чём писали: эпический "широкий" звук, утробная мощь,
ревякинский "медвежий" рык ("ревякин" - сиб. диалектн. "медведь").
На память об этом периоде остались концертные записи - альбомы "Надо было",
"Вольница". С этой программой группа произвела фурор на знаменитом
Подольском рок-фестивале ("советском Вудстоке") в 1987 году.
"Калинов Мост"
- одна из немногих групп, которые с полным правом могут носить имя "легенды
русского рока". И даже среди этих немногих групп - она особенная. Особенно
загадочная, легендарная и даже мифологичная. Во-первых, мифологично само имя
группы - "Калинов Мост". Столь серьёзного, символичного названия нет,
пожалуй, больше ни у кого из известных отечественных рок-групп. В русских народных
сказках калинов мост (раскалённый, огненный мост) - место битвы героя с нечистой
силой. Это символ борьбы добра со злом, причём решающего момента этой борьбы.
И важно, что сам Дмитрий Ревякин, который, как и полагается настоящему поэту,
очень внимателен к Слову, осознаёт ответственность принятого группой Имени.
В разные моменты истории группы этот многозначный символ преломлялся разными
своими гранями. Называлась и "индийская богиня смерти (растворения) Кали",
и "низший солнечный цикл", и "борьба с самим собой", и вообще
любой момент инициации, перехода из одного состояния в другое. Сейчас Ревякин
предлагает понимать "Калинов Мост" как "мост от безбожия к Богу".
Хотя группа громко заявила о себе
уже в 1986-87 гг., первый студийный альбом "Выворотень" (корнями наружу)
вышел в 1990 г. И на нём не было ни одной (!) из песен, которые уже успели принести
группе славу. Это вторая загадка. Песни были не просто другие, а совершенно
иные по поэтике, совершенно непонятно откуда пришедшие к автору (Д. Ревякину)
таинственные образы, хитросплетения слов. И специфический мелос, в который помимо
"блюзовых" и "роковых" элементов вплавились этнические мотивы,
шаманские песнопения. В следующих двух альбомах, которые записывались одновременно
в 1991 г. - "Узарень" и "Дарза", поэтика ещё усложнилась,
явственнее стало ощущаться словотворчество в духе Велимира Хлебникова. При этом
по звуку альбомы очень разные. Мягкий, полуакустический "Узарень"
(озарение) и жёсткая, электрическая "Дарза" (вызов, дерзновение).
Долгой и сложной оказалась работа над альбомом "Пояс Ульчи" (У - движение,
Л - любовь, Ч - честь - путь людей к гармонии). В записи принимало участие рекордное
количество приглашенных музыкантов - и каких! Сергей Воронов, Инна Желанная,
Вадим Голутвин, Александр Чиненков, Сергей Мазаев - настоящее созвездие имен.
"Пояс Ульчи" до сих пор остаётся одной из самых красивых и интересных
записей в отечественной рок-музыке. Но в самой группе отношения осложняются.
Летом 1994 года группа "ДДТ", обеспокоенная состоянием полураспада,
в котором уже почти два года пребывал "КМ", организует совместную
акцию в поддержку "Моста" - большие концерты в Петербурге и в Москве.
В мае 95-го "Мост" появляется в Москве и выступает в прямом эфире
телекомпании "Свежий ветер" (программа "Живьем с Максом").
Запись этого выступления и была выпущена на SNC под названием "Травень"
(май). Возможно, облегченность и некоторая "припопсованность" звучания,
ранее нехарактерные для этой команды, сделали "Травень" самым кассовым
на определённый момент альбомом "Калинова Моста". Тем не менее, группа
оказалась в ситуации достаточно жесткого выбора: "или коммерциализироваться,
или погибнуть". Четверо музыкантов из Новосибирска пошли по второму пути.
"Калинов мост" был разведён.
Однако путь легенды и развитие мифа
на этом не закончились. Группа вновь собралась в 1997 г. А в 1998 был записан
альбом "Оружие" (Орати - пахать плугом, Жиче - жить). Возвращение
"Калинова Моста" на новом уровне. Песня "Родная" с этого
альбома до сих пор остаётся визитной карточкой группы и часто появляется в эфире
радиостанций. В 2000 г. группа записывает макси-сингл "Иерусалим".
Ещё яснее проявляется неизменно присущая песням группы духовная направленность.
В 2001 г. выходит альбом "Руда", на котором были записаны ранее не
издававшиеся и заново переработанные старые песни (1984 - 1988). Очень интересный
альбом, по которому можно проследить зарождение уникального "калиновомостовского"
стиля, начиная с самой первой песни, написанной Д. Ревякиным, и заканчивая поразительным
и пронзительным 10-минутным эпическим полотном "Казак" (посвящение
А. Башлачёву).
В активе группы несколько видеоклипов
(среди которых настоящие произведения искусства - "Сберегла" и "Родная"),
выступления на радио, на телевидении, участие в крупнейших отечественных рок-фестивалях
( "Крылья", "Нашествие"). Наиболее органичным и потому удачным
для сибиряков был фестиваль "В горах, на быстрой реке" (Горный Алтай,
р. Катунь), по итогам которого был выпущен концертный альбом - "Катунь"
(1999).
Нынешний этап в развития группы
Дмитрий Ревякин называет "мессианским". Альбом "SWA" (2006)
(Сва - древний, огнеобразующий корень, который в переводе с санскрита означает
- "эго", "сущность") - это цикл лирических песен "о
взаимоотношениях полов в эсхатологические времена", - по словам Дмитрия,
альбом несёт в себе скрытое послание - повышение рождаемости, улучшение демографической
ситуации в России. Альбом записывался целых пять лет (именно столько прошло
со времени выхода предыдущей "Руды"). И не зря. Звук, поэзия, музыка
- всё на высшем уровне. Песни, которые воспитывают благородство чувств.
Мессианские мотивы разворачиваются
и усиливаются. На этой волне группа уже подготовила новый альбом - "Ледяной
поход". Ревякин не скрывает, что это прямое указание на одноимённое историческое
событие времён Гражданской войны (1919-1920), и имеется в виду именно Великий
Сибирский Ледяной поход - отступление остатков Армии Колчака в Забайкалье. Однако
"Ледяной поход" у "Калинова моста" приобретает особый смысл
и новое оптимистичное свечение. Лидер группы видит возрождение России с Востока,
из Сибири, где до сих пор зреет неисчерпаемый человеческий и природный потенциал
и откуда суждено родиться "новым пионерам" (так называется одна из
песен). Чувствуется, что Дмитрий как поэт и пророк нащупал нить Ариадны, почуял
свежий ветер и готов поймать его в свои паруса. Нас ждёт преображение, новая
ступень и новый свет впереди. Миф живёт, Легенда продолжается, и каждый слушатель
принимает в этом участие. ДИСКОГРАФИЯ
|