Девятый мультфильм студии Pixar, «ВАЛЛ*И»,
рассказывающий о судьбе милого робота, брошенного очищать Землю уже
вовсю собирает восторженные отзывы от критиков со всего света, равно
как и прекрасно выступает в гонке за бокс-офис (в том числе, и
российский). Но не только этим славна картина - «ВАЛЛ*И» стал первым
мультфильмом, к которому музыку написал Питер Гэбриел. Его песней «Down
To Earth» фильм заканчивается, что стало поводом для беседы об истории
сотрудничества легендарного музыканта и легендарной анимационной студии.
Прежде всего, скажите, видели ли вы другие мультфильмы студии Pixar, и любите ли анимацию вообще? -На
оба вопроса ответ утвердительный. По-моему, я видел все их работы, и не
один раз, потому что у меня шестилетний ребенок, которому постоянно
хочется пересматривать «В поисках Немо» и «Историю игрушек». Еще он тут
увлекся японскими мультфильмами вроде «Унесенных призраками»,
прекрасная, поэтичная вещь. Я в детстве не мог оторваться от Багза
Банни и «Бэмби», равно как и всего, что делали Disney. «Бэмби» вообще
был чуть ли не первым мультфильмом, который я смотрел.
Вы и раньше работали над саундтреками, но «ВАЛЛ*И» - первый мультфильм в вашей практике. Почему так вышло? -Меня,
действительно, очень часто просят поработать там-то и там-то, но у меня
не очень много времени, поэтому я соглашаюсь только когда вижу, что
есть режиссер, который чувствует и уважает музыку и придумал при этом
что-то интересное. Когда все эти условия выполняются,получается прекрасное, и в случае с «ВАЛЛ*И» так оно и есть.
А с чего все началось? -Сперва
я познакомился с режиссером Эндрю Стентоном. Я заходил в офис Pixar
несколько лет назад с моим проектом нового парка развлечений. Я ехал
тогда по Америке, разговаривая с людьми, которым могло быть интересно -
и так попал на встречу с Эндрю. Потом мы пересекались на концертах и
три или четыре года назад, он впервые упомянул «ВАЛЛ*И», спросив, не
хочу ли я поучаствовать. Ну и все кончилось песней «Down To Earth».
Эндрю говорил, что он хотел услышать? -Он
приводил примеры из моего же творчества, когда объяснял, например,
ссылался на «Secret World». Он хотел, чтобы в песне была четкая мелодия
и энергия, но при этом она должна была продолжать атмосферу фильма. Так
и делается моя работа в случае саундтреков: я помогаю кому-то воплотить
их идеи и домыслы, что, в принципе, зеркально противоположно моей
основной деятельности.
Вам удалось посмотреть какие-нибудь фрагменты фильма до начала работы и как вы оцениваете мультфильм в целом? Мне
показывали несколько десятков черновиков, рисунков и некоторое
количество готовых сцен. По-моему, довольно смело фильм начинается, там
же почти нет диалогов. Мне очень понравились отсылки к фильмам вроде
«Космическая одиссея 2001 года» и «Чужие», и вообще очень смешно. Ну и
вообще и своевременно, но без назидания, без ощущения, что тебя пытают
моралью. «ВАЛЛ*И» в какой-то степени фильм о проблемах экологии, но
единственное на чем картина настаивает - на том, что неплохо бы
немножко следить за родной планетой.
Слова
песни написали вы, а музыку сочинили совместно с Томасом Ньюманом,
автором инструментальных пьес к фильму. Это нечасто в вашей практике
случается? -Да, я ведь обычно один работаю, но Эндрю
убедил меня, что нужно попробовать объединиться с Томом, ведь он
придумал музыкальный мир мультфильма. Эндрю говорил, что нужно
придумать хотя бы такой мостик из «мира Томаса» в «мир Питера»
(смеется). Сначала я сомневался, да.
Но ведь сработало... -Дело
в том, что мне всегда нравилось творчество Ньюмана, особенно его музыка
для «Красоты по-американски» и тема к сериалу «Клиент всегда мертв».
Если честно, я даже чуть не написал ему письмо, когда тот трек
появился, ведь это лучшая тема для телевидения, что я слышал.
Оригинальная, ностальгическая, прекрасная мелодия, с цветами, с
текстурами всяческими, с отличным набором звуков и, конечно, простая.
Вы в студии вместе работали? -Том
прилетел в Англию и мы засели за клавишными и сочиняли до тех пор, пока
не придумали что-то, что нас устроило. Довольно быстро, кстати,
получилось. Мы встретились еще пару раз, и основа песни была готова за
два-три дня. Потом мы придумывали аранжировку, я собирал в студии
разных музыкантов... Мой друг Тони Левин записал свою партию бас-гитары
из Америки, а потом хор Soweto Gospel из Южной Африки еще включили и
Том своих людей попросил записать что-то в Лос-Анджелесе. Так что
получилась такая, интернациональная вещь.
Вы сами на записи играете на чем-то? -Да,
немножко моих басовых партий там есть и клавишные и сэмплированные
гитары, которые звучат, как настоящие. Ну и всякие хитрые шумы тоже я
сделал.
Так а фильм который уже заканчивается вашей песней, вы видели? -Нет
еще, и на премьеру я не попал, потому что моя жена вот-вот родит. Но
мне очень любопытно, потому что, как мне кажется, получился отличный
мультфильм для всех, и особенно, все-таки, для детей.
Поэтому надо еще раз напомнить зрителям, чтобы они оставались до конца, чтобы услышать «Down To Earth».... -Конечно!
Это же великая честь, когда твоей песней заканчивают фильм, но, судя по
моему опыту походов в кино, в таком случае ее услышат пустые кресла и
уборщики. К счастью, Pixar обычно делает довольно необычные титры,
поэтому люди задерживается, и у меня есть шанс спеть хотя бы половину
песни!
Peter Gabriel
© Фото: www.rollingstone.com