Новости о группе U2 в последнее время всё чаще связаны не с
музыкой, а с медийной активностью их лидера: "Боно стал лицом Louis
Vuiton", "Боно поехал на каннский фестиваль", "Боно примет участие в
экономическом форуме в Давосе". Не то, чтобы U2 перестали заниматься
своей "основной работой", напротив, группа активна как никогда, но
концерты и выпуск пластинок уже воспринимаются общественностью как
побочный продукт социальной активности мистера Пола Хьюсона (Paul
Hewson). Кажется, еще чуть-чуть и Боно будет баллотироваться на пост
президента Галактики или, на худой конец, выдвинет свою кандидатуру на
пост генсека ООН.
В свете происходящего, хочется поговорить о U2 именно как о музыкантах.
"Самая великая рок-группа среди ныне существующих", как нередко кличут
ирландский коллектив, проникла в поп-культуру гораздо глубже, чем
кажется, а их влияние на развитие современной музыки заходит
несоизмеримо дальше такого жанра, как стадионный рок. И хотя честно
признаются в этом разве что самые заядлые поп-рокеры, но, прямо или
косвенно, к наследию U2 сейчас обращаются самые разные категории
артистов – от рок-групп, претендующих на статус кумиров поколения, до
экспериментаторов-интровертов, от хипстеров-модников до поп-звезд со
стажем.
Пойдем по порядку. 1980 год, юные ирландцы при поддержке продюсера Стива
Лиллиуайта (Steve Lillywhite), успевшего поработать с Siouxsie
And The Banshees, записывают дебютный альбом "Boy". Как и
каждая уважающая себя группа, образовавшаяся в конце семидесятых, U2
играют пост-панк, плавно переходящий в новую волну. Да, они увлечены Joy
Division (их первый сингл даже продюсирует Мартин Хэннет (Martin
Hannett)), но вместо надрывного и тягучего мрачняка ирландские
парни играют вполне себе танцевальный бодряк. Танцевальный пост-панк?
Где-то мы уже слышали это словосочетание, причем совсем недавно. Нет,
конечно же странно было бы утверждать, что весь ультрамодный пост-панк
ревайвал произошел от U2, а не от Echo & The Bunnymen и Gang
of Four, но и влияние на эту волну ирландских "монстров" отрицать
было бы неправильно.
Похожая картина и с пост-роком. Помните фильм "Приготовьтесь, будет
громко!", где гитарист U2 Эдж (The Edge) раскрывает секрет своего
звука? "Всю эту красоту дают примочки, я просто играю один аккорд".
Опять же, не он придумал играть на примочках, а не на струнах и
извлекать из гитары этакую "стену звука", но счет гитаристов, в разное
время пробовавших подражать именно его звучанию, идёт на миллионы.
Главный жанр, где всё строится именно вокруг стены красиво звучащих
гитар – конечно же, пост-рок. Если заглянуть в историю жанра, вы увидите
там ссылки на Velvet Underground, немецкий краут-рок, группу Pub
... Читать дальше »
Мумий Тролль - лучшие
мистификаторы, каких только знала российская поп-сцена. Даже в годы,
когда на них были направлены все камеры и микрофоны страны, они
умудрялись выстраивать перед собой пышную дымовую завесу. При всей
внешней открытости музыкантов никто не знал, чем они заняты в настоящий
момент, чем живут и на каком континенте в данный момент обитают. Они
заставляют орромные толпы хором повторять слова, в которых нет ни
малейшего смысла; колесят по миру с легкостью, которая естественна для
какого-нибудь Bono, но удивительна для 40-летних парней из
Владивостока, влюбляют в себя с первой улыбки. Илья Лагутенко
давно перестал характеризовать стилистику группы словом "рокапопс",
однако под это разноцветное знамя до сих пор встают музыканты младшего
поколения. Наконец, только они способны, выпустив в Штатах один за
другим три компиляции - "Comrade Ambassador" на русском языке и "Paradise
Ahead" и "Polar Bear" на английском - дать в их поддержку
турне по 40 (!) городам США, Мексики и Канады, в то время как их
ровесники "по причине кризиса" планируют туры "Красноводск -
Петропавловск-Камчатский". Похоже, на них и законы земного притяжения не
действуют.
Издательская деятельность МТ выглядит в последнее время довольно
сумбурно: если появление английских альбомов вполне объяснется
необходимостью что-то продавать во время штатовского турне, то "Редкие
земли" не объясняет вообще ничто. Предыдущий диск МТ, двойной
альбом "8", вышел почти 2 года назад. В 2009-м году Лагутенко
издал автобиографию "Книга странствий: Мой Восток", и увлеченно
рассказывал о том, что намерен в ближайшее время продолжить занятие
литературой, после чего вдруг анонсировал появление "долгожданного
нового альбома", который при ближайшем рассмотрении оказался сборником би-сайдов - то есть
собранием вещей, которые по тем или иным причинам не были опубликованы в
составе предыдущих номерных дисков, - либо реаранжированные старые
"номерные" композиции в несколько сумбурном порядке.
Впрочем, поклонники МТ уже приучены искать скрытые смыслы - даже тогда,
когда Илья прямым текстом сообщает, что никаких "посланий" на диске нет.
Ведь зачем-то группе необходимо, чтобы именно сейчас мы услышали эти
песни именно в таком порядке и виде. "Это знакомый всем "Мумий
Тролль", в котором, однако, для внимательного слушателя будет что для
себя открыть", - говорит Лагутенко, добавляя: "В ее оформлении я
использовал картину художника Жень Жи Тхеня, который мне очень нравится.
Он из КНР и пишет традиционной китайской тушью, создавая
урбанистические или очень экзотические пейзажи. Они у него состоят из
иероглифов. На обложке "Редких земель" можно прочитать слова всех песен
этого альбома, но на китайском языке. Я в этом деле старорежимный
меломан - мне интересно, чтобы на выходящем диске было нечто большее,
чем просто песни". Хорошо, примем это без дальнейших объяснений. Бол
... Читать дальше »