А.Патрушев
Французский
отоларинголог Альфред Томатис первым систематически исследовал влияние
на психику человека звуков высокой частоты. Согласно его теории,
ребенок, плавая в амниотической жидкости в период внутриутробного
развития, слышит массу звуков, которые ему после рождения становятся
недоступны — дыхание матери, биение ее сердца, голос, шум от работы
внутренних органов и т.п. Обусловлено это тем, что в период
внутриутробного развития уши ребенка заполнены жидкостью, проводящей
звук значительно лучше, чем воздух; в частности, в жидкости гораздо
меньше затухают высокочастотные компоненты звука.
Для
использования своих открытий на практике Томатис погружал в ванную
защищенные пленкой микрофоны и динамики, через которые транслировалась
работа внутренних органов женщины. Таким образом он моделировал
фильтрацию звука через материнскую плаценту. На получавшихся записях
большая часть спектра звуков лежала выше 8000 колебаний в секунду.
Когда сделанные таким образом записи давали регулярно слушать детям с
различными нарушениями — дислексией, аутизмом, гиперактивностью, то
перемены в их поведении и обучении были ошеломляющими. Этот
высокочастотный звук, по теории Томатиса, пробуждает чувство самой
архаической связи с матерью. Такие звуки, по-видимому, затрагивают
самые древние, первозданные слои наше памяти — блаженство нахождения в
материнской матке, единство с матерью — и пробуждают в слушателе это
забытое ощущение цельности.
Исследования
и клинический опыт Томатиса привели его к заключению, что ухо является
одним из важнейших органов, формирующих сознание человека. До него
большинство людей, включая ученых, изучавших ухо, считали, что у этого
органа одна функция — слышать. Они не замечали, что слышание — всего
лишь один аспект гораздо большего, динамического процесса, в котором
участвует каждая клетка тела.
Томатис
открыл, что ухо не просто “слышит”, но колебания, воспринимаемые им,
стимулируют нервы внутреннего уха, где эти колебания преобразуются в
электрические импульсы, различными путями попадающие в мозг. Некоторые
идут в слуховые центры, и их мы воспринимаем как звуки. Другие
создают электрический потенциал в мозжечке, который контролирует
сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они идут в лимбическую
систему, заведующую нашими эмоциями и выделением различных
биохимических веществ, в т.ч. гормонов, оказывающих влияние на все наше
тело. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также передается в
кору головного мозга, заведующую высшими функциями сознания. Таким
образом звук «питает» мозг, а вместе с ним и все тело.
http://www.tomatis.com./English/index.htm
|