Автор: Дэвид Брауни
В прошлом сентябре в пекинском парке Чао-ян собралось 30000
человек, пришедших послушать Nine Inch Nails, Public Enemy и New York
Dolls в рамках третьего ежегодного фестиваля Beijing Pop Festival. Это
событие, равно как и
недавние концерты The Rolling Stones и Linkin Park, казалось,
символизировало изменившееся отношение китайского
правительства к западной массовой культуре. Но все изменилось после
мартовского
выступления Бьорк в Шанхае, когда певица закончила свой сет песней
«Declare Independence» («Объяви
независимость»), пытаясь также заставить зал хором кричать
«Тибет! Тибет!».
Реакция властей последовала незамедлительно. Министерство
культуры уличило певицу в непрофессионализме и заявило, что до окончания Олимпиады
в Пекине иностранные рок-группы выступать в стране не смогут. В июле сообщили о
запрете на выступления всех «лиц, когда-либо причастных к любого вида
активности, угрожающей суверенитету нашей страны». Концерты Аврил Лавинь и Good Charlotte были
отложены, а Beijing Pop Festival
отменили вовсе. Как считают промоутеры, инцидент с Бьорк убедил правительство в
том, что рок-звезды могут с легкостью разрушить тщательно формируемый к Олимпиаде
имидж государства. «Внезапно они снова начали запрещать», - говорит промоутер
Марлин Сучи, в чьем послужном списке китайские турне артистов в дипазоне от Il Divo до
Sonic Youth: «На носу Олимпиада, да
еще эта история с Тибетом - они стали осторожничать».
Кризис грянул именно в тот самый момент, когда интерес
китайцев к западной культуре вырос в несколько раз. Со времен пекинского концерта
Wham! в 1985 году
страну прямо-таки накрыло волной из артистов, допущенных к визиту (из последних
примеров - Эрик Клэптон, Роджер Уотерс, Бейонсе и Yeah Yeah Yeahs). «Китай - важнейший растущий
рынок», - говорит менеджер NIN
Джим Геринот.
Что говорить, если промоутерские агентства Live Nation и AEG открыли свои местные
представительства в Китае в 2005 году, а в прошлом году Ticketmaster приобрела контрольный пакет
акций компании Emma Entertainment,
которая привезла Клэптона и «Роллингов». «Мы хотим быть частью здешней
индустрии», - заявил Колин Айронсайд, глава азиатского отделения Live Nation.
Но даже если музыкальное эмбарго действительно снимут после
Олимпиады (промоутеры на это рассчитывают), проведение концертов в Китае не
будет легким занятием. Процесс, занимающий месяцы, начинается со стороны локального
промоутера, который, связавшись с артистом, собирает о нем информацию для
правительства, в том числе тексты песен, биографию и предполагаемый сет-лист.
Промоутер посылает эти данные в министерство культуры, которое выдает
разрешения на подобные мероприятия. «Китаю нужно считаться частью современного
мира, а не борцом с международными звездами, но, с другой стороны, они хотят
полностью контролировать приезды музыкантов», - сказал один из промоутеров на
условиях анонимности, опасаясь последствий.
У некоторых музыкантов (Linkin Park, NIN)
проблем не возникает. Но попытка провести в 2006 году концерт Jay-Z
провалилась из-за обеспокоивших министерство своей грубостью текстов
песен. В том же году Rolling Stones
столкнулись с необходимостью удалить четыре песни из программы, включая
«Let's Spend the Night Together» и «Honky Tonk
Women». Даже если концерт
одобрен руководством, оно продолжает мониторинг ситуации - перед
прошлогодним
выступлением NIN Трента
Резнора попросили не упоминать Тибет. Аврил Лавинь «вежливо, но
твердо», как
говорит ее менеджер Терри МакБрайд, попросили избегать крепких
выражений, когда
она выступала в Шанхае. Если же музыкант нарушит договор (что, по сути,
сделала
Бьорк), промоутеры, по словам наших источников, должны будут заплатить
государству штраф в размере половины прибыли. «Надо с
осторожностью и уважением
относиться к их методу ведения дел», - считает МакБрайд. «К
китайскому рынку
другой подход».
Другая проблема заключается в инфрастуктуре индустрии развлечений
Китая, которая не соответствует международным стандартам. Многим группам
приходится привозить свое звуковое оборудование, а саундчеки могут тянуться
часами. Арчи Гамильтон, привозивший в Китай Sonic Youth и Талиба Квели, комментирует это так: «Продакшн каждого
концерта надо начинать сильно заранее, приходится фактически строить сцены -
это очень дорого».
Звезды первого эшелона, выступающие на стадионах, могут
запрашивать за свои билеты суммы вплоть до 250 долларов - столько стоили VIP-билеты на концерт Бейонсе
в 2007 году. Но в стране, где больше 128 миллионов людей должны жить на менее
чем доллар в день, а, например, экономисты могут получать от силы 14000 в год,
билеты обычно стоят дешевле, чем на родинах гостей. Сучи подытоживает: «Нельзя устанавливать
высокие цены, тут к ним не привыкли».
Билеты на Linkin Park
начинались от 12 долларов, билеты на прошлогодний фестиваль Modern Sky, где выступали Yeah Yeah Yeahs -
от 15, а вход на Beijing Pop Festival
обходился в 25. Впрочем, дешевые билеты не означают меньших прибылей. Nine Inch Nails получили за свой
концерт около 200 000 долларов; а в ответ на просьбу прокомментировать
информацию о том, что Linkin Park
заработали 750 000, Честер Беннингтон заявил следующее: «Выступление там
стоило нам немалых денег, и мы не собирались играть задаром».
Беннингтон считает, что поездка стоила некоторых
компромиссов: «Мы знали условия. Будьте вежливыми, не пытайтесь спровоцировать
конфликты, не касайтесь политики, и так далее. Поймите, я не считаю, что жители
Тибета не заслуживают свободы. Но во всем мире есть какая-то фигня, которую
нужно исправлять - это же не значит, что мы не должны там выступать?»
Ccылка