Рик Райт. Фото с сайта pinkfloydonline.com Shine onУмер клавишник группы Pink Floyd Ричард Райт Начиная с альбома 1975 года Wish
You Were Here и последующего турне большинство концертов Pink Floyd
открывалось песней "Shine on You Crazy Diamond" - посвящением
основателю коллектива Сиду Баррету, на тот момент уже покинувшему
группу. Начинается эта пятнадцатиминутная композиция с проигрыша на
клавишных, которыми в Pink Floyd всегда заведовал Ричард (Рик) Райт. В
2006 году Баррета, долго и серьезно увлекавшегося тяжелыми наркотиками
не стало, а 15 сентября 2008 года не стало и Райта – возможно, самого
недооцененного участника группы, без которого создание фирменного
"флойдовского" саунда было бы попросту невозможно.Сообщения о смерти 65-летнего Райта были скупы. Прессу
проинформировали, что музыкант скоропостижно скончался после
непродолжительного ракового заболевания, которое медики остановить были
не в силах. Представитель Райта выступил с заявлением, в котором
говорилось: "Семья Ричарда Райта, основателя Pink Floyd, с глубоким
прискорбием объявляет о кончине Ричарда, который умер в понедельник
после скоротечного ракового заболевания". При этом близкие музыканта
обратились к прессе с просьбой "уважать неприкосновенность частной
жизни в столь трудное для семьи время".
А ведь действительно, какие тут могут быть дополнительные
комментарии? Для тех, кто любил Pink Floyd, смерть Райта - трагедия,
для тех, кто "ровно дышал" к музыке "пинков", хотя трудно себе
представить, что есть такие люди, еще одна смерть музыканта,
начинавшего свою карьеру в далеких 60-х, которые уже стали историей,
как собственно и музыка, которую они исполняли. Правда, не так давно
сообщалось, что в последнее время Райт работал над новым сольным
альбомом, но теперь эта работа, также как и возможное воссоединение
Pink Floyd в оригинальном составе, о котором мечтала вся
многомиллионная армия фанатов группы, уже никогда не станет
реальностью.
Рик Райт (полное имя и фамилия - Ричард Уильям Райт) родился 28
июля 1943 года в Лондоне. В середине 60-х, учась в Лондонской
Архитектурной школе, Райт сошелся с однокурсниками Ником Мейсоном и
Роджером Уотерсом, с которыми вместе сформировал группу Sigma 6. В
первоначальный состав группы вошли также Джульетта Гейл, ставшая потом
женой Райта, и бас-гитарист Клайв Метколф. Уотерс в то время играл на
гитаре. Позже Метколфа заменил Брайан Клоуз (Brian Close), занявший
место ведущего гитариста, а Уотерс переключился на бас-гитару. Группа
меняла названия, но популярности не имела. Год спустя Уотерс пригласил
в группу, носившую в то время имя "The (Screaming) Abdabs", Сида
Барретта. После этого "The Abdabs" прекратила существование, Клоуз ушел
из коллектива и так появились Pink Floyd.
Об истории этой группы, навсегда изменившей лицо современной
музыки, идеями которой до сих пор пользуются и модные диджеи, и лидеры
пост-рока вплоть до Sigur Ros или Radiohead, написано и сказано
столько, что хватило бы на целую энциклопедию, поэтому остановимся
лучше на роли Райта в творчестве "пинков". На первом альбоме - работе
1967 года The Piper at the Gates of Dawn - Райт, который по признанию
очевидцев записи диска, обладал наиболее уточненным слухом среди своих
коллег, принял участие в написании двух композиций: навсегда оставшейся
в 60-х "Pow R. Toc H" и фантастической "Interstellar Overdrive",
которая впоследствии неоднократно исполнялась на концертах и
перезаписывалась такими артистами как Hawkwind, Camper Van Beethoven,
The Melvins, Spiral Realms, Pearl Jam.
После ухода из группы Баррета (из-за проблем с наркотиками) и
появления в коллективе Дэвида Гилмора, одной из первых работ "пинков" в
новом составе стала написанная Райтом песня "It Would Be So Nice", в
которой Рик исполнил и вокальную партию. На следующем альбоме A
Saucerful of Secrets (1968 год) были записаны песни Райта "Remember a
Day" и "See-Saw". Рик также принял участие в написании сюиты "A
Saucerful of Secrets", партия клавишных в которой до сих пор остается
одним из самых красивых мазков в картине, которую "пинки" писали все
годы своего творчества.
Это было
совершенно непроизвольно. Мы просто включали усилители и думали, как их
еще применить, и все отсюда развилось. Но мы прошли долгий путь перед
тем, как точно поняли, что хотим. Это должно было развиться дальше...
Мы играли со значительно большей похожестью на джазовую группу, чем
кто-то еще, потому что нужны были друг другу, чтобы произвести нужный
звук, мы музыкально мыслили вместе... Затем, в самом деле, ощутили, что
музыка происходит от нас, а не от инструментов; или же инструменты
стали частью нас. Мы смотрим на свет и на слайды за спиной в надежде,
что все это оказывает одинаковый эффект и на нас, и на аудиторию. Из воспоминаний Райта о записи дебютного альбома Pink Floyd |
Вплоть до выхода эпохального альбома The Dark Side Of The Moon (1973
год) Райт написал для группы такие композиции как "Summer '68", "Stay",
"Burning Bridges" (в соавторстве с Гилмором). Рик также принял
деятельное участие в сочинении наиболее известных вещей того периода:
"Atom Heart Mother", "One of These Days" и "Echoes" (вокальная партия в
дуэте с Гилмором). На The Dark Side Of The Moon Райт отметился двумя
композициями, которые, как, впрочем, и все остальные песни с этого
альбома, на долгие годы вошли в концертную обойму "пинков" - "The Great
Gig in the Sky" и "Us and Them" (в соавторстве с Уотерсом). В последней
клавишник группы исполнил и вокальную партию. The Dark Side Of The Moon
стал самым успешным альбомом группы: общее число продаж превысило 26
миллионов копий. Альбом оставался в Top-200 США 741 неделю, в том числе
591 неделю подряд с 1973 по 1988 годы, несколько раз попадая на первое
место.
После The Dark Side Of The Moon в группе наступила эра Роджера
Уотерса, который стал основным композитором и идейным вдохновителем
коллектива, подчас подавляя творческие порывы других музыкантов.
Последний раз Райт значится как соавтор на диске Wish You Were Here
(песня "Shine on You Crazy Diamond"), после чего Уотерс, сделавший в
своих текстах резкий крен в политику и в музыке – в роковый мейнстрим,
полностью прибрал к рукам сочинительство, лишь изредка деля его с
Дэвидом Гилмором.
Других музыкантов такая ситуация вряд ли устраивала, и в конце
70-х появились первые сольные работы Райта (Wet Dream) и Гилмора.
Пластинка Райта, на которой содержались эксперименты в области легкого
джаза, продавалась плохо, хотя критики отнеслись к ней благосклонно.
Однако конфликт в самом Pink Floyd продолжал развиваться. Между
Уотерсом и Райтом возникли серьезные трения, поскольку миролюбивому
Рику была совсем не по душе жесткая жизненная позиция Уотерса, которой
были проникнуты, в частности, альбомы Animals и The Wall. В 1979 Райт
объявил, что покидает Pink Floyd и отправился путешествовать на свой
яхте к берегам Греции. Такой образ жизни больше всего соответствовал
его мягкому характеру. Тем временем отношения в группе продолжали
обостряться. В те дни, отвечая на вопрос, почему Pink Floyd все еще
вместе, Мейсон язвительно заметил: "Потому что мы еще не прикончили
друг друга". Несмотря на это, в 1983 году вышел новый альбом группы The
Final Cut, который с полным правом можно назвать сольной работой
Уотерса. Последний после релиза пластинки объявил о выходе из состава
"пинков", и с этого момента началась самая некрасивая часть истории
группы, затянувшая на несколько лет.
Пока Гилмор и Уотерс судились за использование бренда Pink
Floyd, Райт выпустил экспериментальный альбом Identity с
мультиинструменталистом Дэйвом Харрисом. Пластинка также прошла
фактически незамеченной. В 1986 году Мейсон и Гилмор переспорили
Уотерса в суде и приступили к записи нового альбома под названием Pink
Floyd. Райт присоединился к ним, правда, лишь в роли приглашенного
музыканта (альбом 1987 года A Momentary Lapse Of Reason). Впоследствии
он также принял участие в турне, по итогам которого был записан двойной
концертник The Delicate Sound of Thunder. В 1994 году Pink Floyd уже в
качестве трио (Райт снова стал полноправным участником группы)
выпустили The Division Bell, на котором Райт снова выступил в качестве
полноправного автора - он принял участие в написании песен "What Do You
Want from Me?", "Poles Apart", инструменталки "Marooned" (премия Грэмми
за лучшую инструментальную рок-композицию), "Wearing the Inside Out"
(Райт исполнил вокальную партию) и "Keep Talking".
В 1996 году Райт записал альбом Broken China, выдержанный во
"флойдовском" стиле и восторженно принятый критиками. Правда,
коммерческого успеха он все равно не имел. Музыкант также принял
участие в концерте воссоединившихся Pink Floyd в 2005-м году, в Лондоне
в рамках акции Live 8, и в туре Гилмора, посвященном выходу альбома On
an Island (2006 год). 22 сентября в продаже должен появиться концертный
альбом бывшего гитариста Pink Floyd - Live in Gdansk, который станет на
данный момент последней записью Райта. На пластинке записаны "живые"
версии "Shine On You Crazy Diamond", "Astronomy Domine", "Echoes",
песен, ставших классикой нашего времени во многом благодаря звукам,
которые Райт извлекал из своего любимого органа Hammond. Этому
инструменту он оставался верен на протяжении почти четырех десятков
лет.
Рик Райт был трижды женат (последней жене он посвятил альбом
Broken China), у него осталось двое дочерей и сын. Старшая дочь
музыканта Гала в 1996 году вышла замуж за Гая Пратта - бас-гитариста,
заменившего в обновленном составе Pink Floyd Роджера Уотерса. Так что
даже семья у Райта была своей, "флойдовской". После смерти Рика Дэвид
Гилмор написал о нем на своем сайте: "Он был прекрасным, нежным
человеком, настоящим мужчиной, и множество любивших его людей будет
ужасно тосковать о нем". И вот к этому уже действительно нечего
добавить. Остается только вспоминать и слушать.
Петр Бологов
|