В
России нет ни одного уважающего себя ди-джея, которому бы не было
известно имя Олег Оджо. Половина московских ди-джеев, за плечами
которых внушительный стаж работы, именно ему обязаны тем, что стали
ди-джеями. Первая пара прогрывателей винила Technics 1210 в Советский
Союз попала, благодаря Олегу Оджо, который привез их из Лондона (еще
существует версия Фонтанки, где вертушки забыли иностранцы - прим.
редакции). Можно еще долго перечислять, какой вклад внес этот человек в
клубную культуру страны, но это не даст полной картины. Поэтому мы
встретились и пообщались на некоторые темы.-
Олег, хочу у тебя спросить, как у человека, давшего путевку в профессию
не одному поколению ди-джеев, многие из которых сейчас считаются
«старичками», твое отношение к тому, как каждый из них себя проявил? - Я со многими поддерживаю отношения, со многими делаю какие-то
проекты, со многими не поддерживаю отношения, потому что с годами люди
меняются, и в человеческом, и в профессиональном плане.
- Может, ты мог бы кого-то выделить в профессиональном плане?
- Я не буду этого делать, потому что это то же самое, что родитель
начинает выделять своих детей, как «Танечка молодец, она хорошо в
шахматы играет, Петя тоже молодец, он в хоккей гоняет с парнями на
улице», я считаю, что это не правильно. Относительно профессионализма,
можно просто посмотреть на тот список людей, с которыми я работал, и на
тот список людей, с которыми я не работал, но они утверждают, что
учились у меня. Очень многие приходили на мои сеты, посмотреть, как я
играю, как работаю в отношении техники, очень многие слушали мои миксы,
чтобы понять, как я совмещаю разные стили. Я помню тот же DJ-конкурс,
который был в 1994 году, в клубе «Пилот», где я играл час, начиная с 80 ударов и закончил сет 128 ударами в минуту, сыграл около 36 пластинок, работая питчем
постепенно. И очень многие, кто был на этом выступлении, до сих пор
отмечают, что тогда им стало понятно, что это можно сделать, до этого
никто не мог себе представить. Могу сказать, что у нас, в принципе,
очень хорошая школа, и я в этом очень большую роль сыграл, не буду это
отрицать, но я слушаю наших ди-джеев и ди-джеев из-за границы, и
понимаю, что все-таки иногда это небо и земля. - Кстати, об отличии наших ди-джеев от западных.
Понятно, что большая часть музыки приходит с Запада, за исключением
последнего времени, когда наши музыканты и продюсеры уже имеют не
меньшую востребованность среди ди-джеев своим материалом, но отличие
западных ди-джеев в том, что они очень серьезно подходят к поиску
нового материала, именно эксклюзивного, а наши порой не утруждают себя
этим вопросом. Ты согласен?
- С одной стороны, я с этим согласен, с другой стороны не согласен,
так как у нас проблема не в поиске, а в том, что мы ограничены в
принципе, в информации.
- Разве? Сейчас же есть Интернет...
- А дело не в Интернете. Дело в том, что у нас нет школы развития
танцевальной музыки. Если на Западе 30-летний парень проходит огонь и
воду, чтобы знать стили, которые появляются, то у нас просто дали, сказали: «Вот, послушай», он спрашивает, что это такое, ему говорят: «Электро,
будешь играть?», он говорит: «Буду», и все, он играет. А за границей
люди к этому так не относятся, они отслеживают историю развития музыки.
Вот, например давай представим: я первую хаус-пластинку
поставил в 1987 году, соответственно, для того, чтобы человек мог
слушать то, что я ставил ему в 1987 году, ему, как минимум, должно было
быть лет 18, значит от должен был родиться где-то в 1969 году,
соответственно, сейчас человеку будет 40 лет. Я тебе могу сказать, как
факт, что если этот человек тусуется до сих пор, то он отслеживает
музыку, потому что он знает музыку с тех времен. Я почему привел пример
человека, которому 30 лет, потому что за границей человек в этом
возврасте отслеживает музыку уже с точки зрения популяризации. Люди
стали это все слышать, когда появилась тема рэйва, несмотря на существование до этого и хауса, и техно,
когда начали собирать вот эти огромные скопления людей в одном месте, и
играть для них в разных стилях. И там играла абсолютно разная музыка, и
все это называлось рэйв, потому что слово rave происходит от слов
«визжать», «восхищаться». К чему я это говорю, к тому, что там все паунтеры, или клабберы, или
трейнспоттеры, они все музыку отслеживают. Они знают, когда, как
появился хаус, откуда взялся прогрессив,
почему появилось электро. А у нас люди заходят на какой-то портал, и
тупо отслушивают то, что там есть – в топах, или в жанрах. Там напишут,
например, «deep techno» - но нет такого жанра, посмотри на Beatport,
Juno, - нет там «deep techno». Не знаю, это, видимо, кто-то придумал,
ну пусть будет. Ну вот они смотрят, есть техно, и думают: «ага, это
техно, понятно». А сейчас музыка настолько многогранна, что
композиция, которая начинается в техно, может развиться уже в
прогрессив, за счет каких-то звуков. У нас люди не воспитаны
прогрессом, не знают, как это все развивалось. Drum'n Bass появился за счет того, чтоб был даб, даб появился от регги, но это мы уходим в корни, но именно они дали вот эти ритмические корни тому же дип хаусу. Почему базой дип хауса была Шотландия? Потому что была очень грамотная команда людей, которые назвали себя «Glasgow Underground»,
не боясь, что люди не любят это, не танцуют, это не популярно, сделали
свой лэйбл, и сделали дип хаус реально популярным. Потому что там люди
это отслеживали. А у нас кому сейчас скажи дип хаус, скажут «ну и
что?». - Ну это еще зависит от того, что люди слушают в повседневной жизни, фоновой музыкой.
- В том-то и дело, что наши люди фоновую музыку не воспринимают в
виде того же даба, в виде регги, в виде джаза. Я дома слушаю джаз, у
меня есть много друзей, которые слушают дома разные стили. Да,
согласен, что многие ведутся на поводу у людей, дабы они коммерческие
ди-джеи и у них такое амплуа, это их выбор. Я не играю хиты, я стараюсь
из музыки делать хиты, потому что хит-лист тебя отличать от кого-то не
будет. Коммерческие ди-джеи – это нормально, просто вопрос, как они это
играют. Кто-то играет с помощью эффектов, а я почти не пользуюсь этими
вещами, не потому, что не знаю, а потому что считаю, что каверкать,
искажать то, что сделано человеком, так как я сам пишу, это
неправильно. Можно какие-то фишки делать, это дает какую-то динамику, а
обрабатывать трек до неузнаваемости, это для меня непонятно. - А многие считают, что пользоваться возможностями
оборудования, которые в него заложены – это верх технического
профессионализма.
- Индустрия инженерии развивала все это только для того, чтобы
продавать оборудование. Тут идет от обратного, нужно было что-то
придумать, чтобы люди покупали оборудование. Многие западные ди-джеи
тоже этим пользуются, но я считаю, что они имеют право, потому что у
них за плечами столько композиций, что они умеют вовремя что-то
изменить, сделать это там, где надо. Есть такие ди-джеи, которые
играют, например, только свои композиции, и они имеют право их играть,
изменять, как хотят.
- Вернемся к теме твоих учеников. Когда ты учил, как ты определял способности человека, как он себя проявит в будущем? - Я не учил бездарных людей, я сразу это понимал. Вот у меня было
время, когда я учил одновременно два совершенно разных человека, два
разных стиля – это Змей и Нуждин. Единственное, что их объединяло – это
танец. Я их учил в одно время, в одном месте, одному и тому же. Змей
любил электронщину, а Нуждин любил r'n'b, соул, фанк,
вокал. Я их учил одновременно, таким образом, что четыре композиции
сводит один, четыре другой. И им приходилось слушать друг друга, и
смотреть, что каждый делает, а я в это время что-то корректировал,
подсказывал. Соответственно, Змей слушал музыку, совершенно ему чуждую,
но благодаря этому он нашел тоже интересные нотки и гармонии, в чем он
мне до сих пор признается. А Нуждин наоборот, чуть-чуть поймал
электронщину, и потом у него это тоже проявилось, когда он понял, что
надо уже чуть-чуть поэксперементировать, я услышал, как он играет tech, minimal. Это не было у него в крови, у него это просто отложилось, и он свой музыкальный вкус таким образом развил. К чему я привел этот пример? Вот Нуждин до сих пор продолжает
играть, он занялся и телевидением, у него другие какие-то проекты в
этой сфере, только благодаря тому, что развивался в этом плане. Змей же
наоборот, в какой-то момент понял, что ему это надоело, и он ушел в
дизайн, это его основное сейчас занятие. Но при этом он до сих пор
иногда играет, слушает музыку, коллекционирует ее, но это для него уже
не заработок, а скорее хобби. И таких примеров можно найти много, но не
среди моих учеников, потому что большинство моих учеников до сих пор
занимаются все-таки музыкой. - Ты наверняка в курсе истории, которая недавно звучала,
о наличии имен ди-джеев на сайтах букинг-агентств, с которыми на самом
деле они не работают, а только бравируют их именами. Сталкивался с
нечистоплотными агентами?
- Я, кстати, тут просил еще полтора месяца назад убрать свое имя с
одного сайта, но они так и не убрали, они ведут какие-то переговоры за
меня – это неправильно. Я считаю, что с этим нужно очень активно
бороться. На самом деле я эту тему поднял еще четыре года назад, когда
у меня какие-то гастроли сорвались только потому, что какой-то
непонятный мальчик с какой-то девочкой вели переговоры за меня с
клубом. Их много, и якобы они могут договориться за меня, но это на
самом деле только мешает работать нормально.
- В последние несколько лет появилось какое-то
ненормальное количество бывших стриптизерш, танцовщиц, которые решили
стать ди-джеями, совмещая это с навыками из своих прежних профессий. У
многих непосвященных клабберов теперь девушка-ди-джей ассоциируется с
обязательным стриптизом во время сета. На мой взгляд, это сильно
низвергает и саму профессию, и понятие девушки за пультом, но многие
готовы списать это на спрос, который рождает предложение. Какой точки
зрения придерживаешься ты? - Во-первых, без труда им стать ди-джеем сейчас уже технологии
позволяют. Сейчас так получается, что ди-джей – это любой человек,
который ставит любую композицию. То есть, если человек может поставить
композицию и нажать плэй, то он как бы уже ди-джей. Это мы с тобой
знаем, что это не так, а для простейшего обывателя, который пришел в
клуб, если играет телочка, играет то же самое, что играл парень, но она
с открытой грудью, - он будет счастлив. Он будет танцевать, смотреть и
наслаждаться. С одной стороны, никто не сказал, что это должно быть не так.
Артисты же выходят на сцену и раздеваются, есть обнаженные сцены в
кино, это нормальное явление. Что ненормально в этом, так это
позиционирование. То есть если ты себя возвышаешь над другим ди-джеем
только потому, что у тебя третий размер, а у коллеги нет, то это уже
неправильное позиционирование самого продукта. Это то же самое, что
где-то можно сравнивать продукт в виде рекламы, как, например в
Америке: вот тебе кока-кола, вот тебе пепси, ну нафиг эту кока-колу,
пей пепси. В Америке законы такое позволяют, а в Европе ты такого не
сделаешь. И тут получается то же самое: у тебя продукт -
девушка-ди-джей, у нее грудь есть, а вот Вася Пупкин, который рядом, у
него груди нет, играют-то они одинаковую музыку, в виде электро, ты
кого будешь брать в конце концов? Вот это неправильно. Вот у нас этические законы не позволяют так себя вести. Я считаю,
что вина лежит на их продюсерах. Но это тоже должно быть, раз это есть.
Все зависит от позиционирования – если ты себя называешь ди-джей-шоу,
то это одно дело, потому что к этому так и будешь относиться, есть
девушка-ди-джей, которая оголяется во время сэта, но еще и хорошо поет
– к этому как относиться? Ну и слава Богу! Я не могу посягать на ее
проявление таланта, потому что у нас такой рынок – если бы не было
такой вакансии, ее бы не было. Я это называю именно - вакансия, потому
что такой подход у нас имеет место быть. И все, что у нас происходит –
весь этот гламур, эти клубы, люди, которые туда ходят, - всему этому
реально способствуют. Я не могу себе представить, например, в «Крыше», или в «Солянке», или в «Пропаганде»
будет играть голая девка...я думаю, ее там сразу оденут. Я бы наоборот,
пожелал девушкам думать больше о том, как повышать свою квалификацию в
музыкальном плане, не идти на поводу у коммерции. - Но ведь у них есть продюсеры, которые говорят им, что и как делать, они марионетки в чужих руках, по большому счету.
- Ты сейчас говоришь о стриптизершах, а есть другая часть. Есть та
часть, которая начинала с финансирования занятий ди-джейством от
родителей. Тем не менее, они как-то начинали с хорошей музыки, но потом
ушли в другую сторону, и стали такими же электроиграющими марионетками.
Вот среди девушек-ди-джеев в каком-то шарме я выделяю Мiss Mini, потому
что она играет очень недавно, по профессиональным меркам, но она к
этому очень долго шла. Она очень долго обретала музыкальный вкус, и
стать ди-джеем для нее было дело техническое, уметь играть те
композиции, которые она любит. Вот такие девушки – это совсем другое,
это когда тебе помогают друзья. А вот эти девушки, которые становятся
ди-джеями от безысходности: чем бы заняться, вроде внешность неплохая,
на дискотеке в ритм попадаю, почему бы и нет? Это вина даже не столько
продюсеров, сколько тех же хахлей, очень много таких. Если раньше мы
волновались, что все заполонили молодые ди-джеи, которые сбивают цены
на сеты, то сейчас это не только молодые люди, это еще и молодые
девушки. Но с ними надо бороться только с точки зрения качества, потому
что каждый имеет право себя проявить, найти свою публику, главное –
уважать себя и уважать своих коллег, своего слушателя. - Ты, как активный пользователь Интернета, наверняка
заметил ситуацию с различными топами, когда многие ди-джеи ради
лидирующего места, прибегают к невсегда правильным в профессиональном
плане методам. Что ты думаешь на эту тему?
- Сейчас, конечно, такого соревнования уже нет, сейчас все уже
определяет Интернет. У людей есть доступ к информации – это рейтинги,
какие бы они ни были. А когда есть Интернет, никакого соревнования быть
не может, потому что информация общедоступна. Заходя на любую страничку
ди-джея, ты всегда можешь понять, с кем ты имеешь дело, т.е. человек
понятен. Я ни с кем не соревнуюсь, потому что, даже если с кем-то мы
играем похожую музыку, будут разные прераготивы, мы совершенно в разных
местах играем. Меня в места, где уже сформирована команда, не берут,
потому что, например, одному человеку не понравилось, все, начинается
«да зачем нам это нужно, да мы сами справимся, он нам все равно ничего
нового не покажет». Но я уже несколько раз доказывал, что дело не в
том, сколько у тебя пластинок в сумке, а сколько из них ты сыграешь
так, чтобы это было хорошо. Я помню, когда я играл пластинки, приходишь
домой, и понимаешь, что ты сыграл три пластинки, из тех, которые ты
реально хотел сыграть, потому что у тебя их много. Врут те ди-джеи,
которые говорят, что они отслушивают весь материал – это нереально.
Весь материал ты не отслушаешь, это очень сложно. - Весь материал в каком плане? Который ты с собой берешь на выступление?
- Да, который ты берешь с собой, 70 пластинок. Это нереально даже в
плане восприятия. У тебя все начнет сливаться. Я из своих 7000 с чем-то
пластинок все знаю, не потому, что я их прослушал, а потому что я
услышал, и все, файлик в голову уже упал. А многие ди-джеи покупают,
потому что... Не все покупают, потому что им нравится. Где-то потому,
потому что хит, где-то от безысходности, или еще почему-то. Я могу себе
позволить то, что я хочу играть. Стиль у ди-джея должен быть
переменчив, нельзя играть все время в одном стиле, дело не столько во
времени, сколько в каком-то сроке. Надо как-то в себе развить
зависимость от музыкальных тенденций. Я, например, прогнозирую. Когдя я
решил вернуться от хауса в техно, а начинал я с более электронного эйсид хауса,
из-за TB 303, потом перешел на вокальный хаус, потому что перестали
выпускать хорошую электронную музыку, а сейчас я перешел обратно,
потому что перестали выпускать хороший хаус. Очень мало стало хорошего
хауса. Раньше, я помню, ездил в Лондон и за два дня там покупал 250
пластинок хауса – отслушивал за два дня и уезжал. Это было примерно в
1995 году, 14 лет назад. Сейчас я слушаю все, что в Интернете в стиле
хаус – не то. И опять же, для кого играть? У нас нету настоящей
хаусовой аудитории. Не хаус, который называют диско хаус,
- что за диско хаус, я вот понять не могу? Музыка может быть либо
диско, либо хаус. А так в хаусе есть все оттенки направлений, но
называть какое-то направление диско хаус, - непонятно, откуда взяли.
Фанки хаус – да, это я понимаю. Поэтому каждый ди-джей должен руководствоваться своим музыкальным чутьем.
|