В истории рока было много всякого, чего не
было в других историях. В основном
это касалось злоупотреблений возможностями организма и зачастую плачевно
заканчивалось. В промежутках отдельным рокерам удавалось сочинить нечто, изменившее
жизнь пары-тройки поколений. Однако ныне
в мире рока едва ли чем можно удивить перенасытившуюся публику. (разве что
Мэрилин Мэнсон (Marilyn Manson) прилюдно отгрызет себе хвост, и этим
займет заголовки на
пару дней.) Однако мир рока по прежнему цел, и удивительное - рядом с нами. Стоит
только взглянуть на дело чистым взглядом.
Всемирная гастроль Iron Maiden "Somewere Back In Time",
состоявшаяся в 2008 году, войдет в анналы по ряду причин. Первая -
это размах. Главная хэви-метал группа планеты посетила все обитаемые
континенты, где в 38 странах от Коста-Рики до США и от Австралии до Чили
обилетила около двух миллионов человек за 90 концертов. Вторая - это
ингредиенты. Концертная программа была составлена из лучших песен альбомов,
принесших Iron Maiden мировую известность: "The Number Of The
Beast", "Piece Of Mind" и "Powerslave", с
обязательными боевиками из "Somewhere In Time",
"Fear Of The Dark" и тремя композициями с последнего грандиозного
диска 80-х - "Seventh Son Of A Seventh Son". Что было как
двойной бурбон для нержавеющих металлических мачо после предыдущего турне, где
бесстрашная группа играла от корки до корки свой последний альбом, "A
Matter Of Life And Death", а матерые старые песни остались в том
количестве, про которое фанаты говорили "как украли". Наконец,
антураж сцены полностью воспроизводил декорации турне 84-85 гг. "World
Slavery Tour", ныне занесенного в корпус легенд.
Однако винтажный вкус
уникальности этой рокенролльной вакханалии придавала ее организационная часть:
Iron Maiden покрыли все эти расстояния (50 тысяч миль, если быть точным) на
арендованном авиалайнере, "Боинге 757", командиром экипажа которого
был вокалист группы Брюс Дикинсон (Bruce Dickinson. Не каждый день
вокалист хэви-метал
группы сегодня сидит за штурвалом авиалайнера, а завтра поет разудалые песни
на радость многотысячной толпе. В том, чтобы
не умереть на третьем десятке от передоза или не
отстрелить себе башку в порыве подростковой депрессии, а дожив до пятидесяти,
сохранив в себе силы и пилотировать самолет, и носиться полтора часа по сцене как
зайчик, пожалуй, тоже есть свой особенный "рокенролл".
Первый отрезок этого "чкаловского" рок-турне, вместивший в себя 70000 км, пять
континентов, 13 стран "от Индии до Австралии, от Японии до Бразилии, от
Мексики до Канады и США", шесть недель утомительных перелетов, заполненные
стадионы и десятки тысяч оголтелых ценителей музыки, был тщательно
задокументирован съемочной бригадой, не отступавшей от Maiden ни на шаг.
Операторы получили доступ во все святая святых как авиаторов, так и артистов -
в кабину самолета, в гримуборные и "подсобки" группы, ранее едва
подпускавшей человека с камерой к закулисному амвону. И, конечно, же были
отсняты грандиозные в своей многотысячной эйфории представления Maiden. Снимали
Скот МакФейден и Сэм Данн из Banger Productions: толковые канадские
металлисты-киношники из Торонто, авторы вызвавшего здоровый интерес по всему
миру 'A Headbanger's Journey' ("Путешествие металлиста"). Отснятый ими
разнообазный материал лег в основу фильма.
Мировая премьера первого документального кино об
Iron Maiden, озаглавленного в духе бодрого цинизма, давно
практикуемого главной английской группой последних 25 лет, "Flight 666",
состоится 21 апреля (за вычетом Рио-де-Жанейро и Остина, что в Техасе, где
волосатые зрители смогли увидеть цифровую киноленту 14 и 18 марта
соответственно). Это будет настоящий "Maiden Day" на всей планете. В
России фильм будет показан в цифровых кинотеатрах в 33 городах, от Москвы до
Южно-Сахалинска. Это "кино не для всех" будет идти в прокате только один день.
(Прошмыгнуть в кружок сильно понимающей об искусстве и о себе элиты не
получится ни на следующий, ни на какой другой день. Так что спешите видеть.)
Список счастливых российских городов, заблаговременно обзаведшихся цифровыми
кинотеатрами, можно найти, например, на www.nevafilm.ru.
Для передовой же части
металлистов-искусствоведов в студии компании "Невафильм" намедни был
устроен премьерный показ, отмеченный выдачей шампанского и отсутствием
билитерши. Кстати о билетершах. Этим часовым последнего рубежа есть смысл в
означенный день воздержаться от выхода на службу под любым благовидным
предлогом. И вот почему: цифровая кинолента будет демонстрироваться на больших
экранах в HD качестве и, главное, с эффектом "объемного" звука 5.1. А это,
поверьте, весьма серьезно.
Продюсер группы Кевин Ширли, работавший над звуковой дорожкой, ест свой
тост не за здорово живешь. Звук, особенно в части низов, способен потрясти даже
прожженного металлиста со стажем, а длится кинолента без малого 118 минут.
Складывается даже не ощущение присутствия на рок-шабаше - ибо звук
дистиллирован и очищен от разного рода неизбежных шумов. Создается чувство
этакой двойственной фонокапсулы: то ли ты находишься внутри футуристической
музыкальной камеры-обскуры из надвигающегося мира Хаксли, то ли эта капсула -
твоя черепная коробка, и внутри кто-то лупит в нее как в басовый барабан. Так
что запасайтесь ватными тампонами.
Выполнена кинолента с той обстоятельностью, с которой педанты ведут дневник -
если говорить о педантизме уместно применительно к людям на шестом десятке,
веселящихся от подростковых шуточек и играющих на электрогитарах. Все элементы
гастрольной жизни - от фасада "красочного грандиозного представления"
до изнанки в виде физического и морального утомления, гостиничных номеров,
длительных переездов, напряженного дневного графика и прочих
"прелестей" жизни на колесах отражены в "необходимом и
достаточном" количестве: необходимом для того, чтобы рассудительный
зритель мог составить правильное впечатление о той или иной стороне вопроса, и
достаточном, чтобы на эту сторону не пришелся сильный крен восприятия. Скажем,
сейчас мы видим группу, живо обсуждающую после только что закончившегося
концерта, как публика принимала какую-нибудь песню бодрее прочих (поразительно
живо для людей, сыгравших эту мелодию гроссмейстерское число раз), а через
несколько сцен музыканты сетуют на чересчур горячий прием в Латинской Америке,
из-за которого идолы вынуждены форменно прятаться в гостиничных номерах: ни
тебе по улице прогуляться, ни скрасить досуг. То
покажут техников группы, оглашающих салон самолета заранее, очевидно,
отрепетированной песенкой о капитане лайнера: "Брюс - ты дерьмо, и ты это
знаешь!" и вообще находящих великую радость в простых вещах этого мира (остроты
на фекально-питейно-половую тематику), а в другой раз
посмотришь, как день за днем люди в неурочные часы сперва собирают, а затем
быстренько разбирают и запихивают в самолет тонны сценического скарба, и
подумаешь, что твоя работа еще в общем-то и ничего.
Фильм развивается в хронологическом и маршрутном порядке: от встречи съемочной
бригады и всей труппы в лондонском аэропорту Стэнстед и явления заметно
волнующегося Дикинсона в летной униформе своим пассажирам до
"зеленого" концерта в Оттаве, городе, где состоялось первое большое
выступление Iron Maiden в Северной Америке более четверти века назад, спустя
полтора месяца. Сохранен и порядок песен, каким он был в программе этого тура:
от "Aces High" в индийском Мумбае, звучащей как саундтрек к
трейлеру фильма "Металлисты из трущоб", до финальной
"Hallowed Be Thy Name" в Оттаве, где весь партер, кажется,
занят съемкой представления на мобильный телефончик, отчего в зале становится
волшебно, как в новогоднюю ночь фейерверков в Марьино, а на душе - как-то
печально.
Сцены массовых мистерий, которые представляет собой концерт Iron
Maiden, достойные "Триумфа воли" или северокорейских народных
шествий, перемежаются съемками за кулисами, в гримерках, в салоне самолета, в
других прозаических местах жизни и комментариями музыкантов, менеджмента и
техников о судьбах мира, жизни в искусстве и, что греха таить, о себе.
Самые запоминающиеся кадры - это, конечно, экспонаты рокенролла как
кунсткамеры. Это поп, проживающий в 35 км от Рио-де-Жанейро, известный приходу
как "падре Iron Maiden", в своих проповедях излагающий о "морали
в песнях Iron Maiden" и покрытый с головы до ног татуировками с
изображениями Эдди, кустарно, кстати, сделанных. Это толпы фанатов, штурмующих
стеклопластиковые двери гостиницы в Буэнос-Айресе. Не позавидуешь охране. Это
Коста-Рика. Не позавидуешь вообще никому. Эрудит из числа костариканских
металлистов, немного говорящий по-английски, рассказывает о том, что сперва они
"долго не могли поверить, что Iron Maiden приедут в их жопу мира", а
затем все окрестные металлисты, включая тех, кто приехал из Гондураса (sic!),
ринулись за билетами. Документальные кадры о жизни и архитектуре в "жопе
мира" удручают, но зато полный 27-тысячный стадион, и хорошо, что концерт
проходил под покровом ночи, скрывшей все трущобы в округе. Это Колумбия и люди,
занимающие места поближе ко входу в парк Симона Боливара за пять дней до
концерта. Кто живет в палатках, а кто спит вповалку на земле, накрывшись чем
придется. Кордоны армии, конной полиции, досмотр до снятия обуви при входе,
транспоранты с надписями "Iron Maiden - моя религия", полное дежа-вю
1991 года, Тушино, только на высоте в две с половиной тысячи метров над уровнем
моря и уровнем бедности, о котором мы имели представление по политинформациям и
воспоминаниям о годах гражданской войны, коллективизации и Великой
Отечественной.
Апофеоз - кадры, запечатлевшие длинноволосого парня, поймавшего
брошенную в толпу барабанную палочку. Он мертвой хваткой сжимает бесценный
трофей и плачет слезами эйфории и аффекта. Затем воздевает глаза к небу и
крестится. Но главный шедевр этой кунсткамеры - это, безусловно, душа
компании,ударник Iron Maiden Нико МакБрейн (Nicko McBrain),
заспиртовавшийся в своем
детском восторге от жизни. Если вы не знали, чем барабанщики отличаются от
людей, boyz and girlz, то готовьте свои представления о смысле жизни и форме
универсума для серьезной ректальной инспекции!
Наконец, "Flight 666" представляет определенный страноведческий и
этнографический интерес - особенно, наверное, интересно может стать тем, кто
пребывает во мнении, будто мир имеет форму iPhone и полагает, что МКАД
окружен территорией, называемой "Урюпинском", а когда она
заканчивается, начинается "цивилизация", с комфортными клозетами.
Например, не нужно вооружаться биноклем в гардеробе, чтобы разглядеть, что
город Перт назван так не случайно, и плотность гопников на квадратный метр там
если не та же, что в Жигулевске или Кургане, то уж точно не меньше концентрации
акул у западного побережья Австралии (где она, собственно, максимальна).
Появляющийся в следующем эпизоде Мельбурн предстает просто Большим театром XXI
века, как с картинки, хотя известно, в общем-то, что урла города Мельбурна и
окраин - достойные потомки первых белых "населенцев" Aussie,
"химиков" Ее Величества девятнадцатого столетия. Если же судить по
рожам индийских поклонников тяжелой музыки, до просветления им еще
перерождаться и перерождаться. (Это косвенно подтверждает тот факт, что еще
четыре дня после отбытия из Индии большая часть группы во главе с Харрисом
мучалась тем недугом, от которого сыграл в ступы Гаутама.) Рожи такие, что
совершенно ясно - ни музыка Рави Шанкара, ни речи Шакьямуни, ни Патанджали со
своими асанами не произвели никакого эффекта. Зато музыка Iron Maiden
произвела - и теперь, по свидетельству очевидцев, в Индии творится бум
хэви-метал, а по Бомбею в 40-градусную жару бродят толпы в черных майках с
изображением Шивы в облике Эдди.
Или взять Японию. Одна японская нимфетка
"зелает бить дотелью Стива Харриса", и, в общем, звучит девичий визг.
Жаль, в фильм не вошла посадка самолета
Iron Maiden in Azerbaidjan, но об этом удивительном происшествии можно прочесть
в записках менеджера группы Рода Смоллвуда
Главное же впечатление от фильма: по вам проехалась одна из самых больших
боевых машин развлекательного фронта в мире. При авиаударе с воздуха ее
поражающее воздействие возрастает в несколько раз.
на официальном сайте. И,
наконец, вид на Анды из кабины пилота - просто восхитителен.