Автор: Брайан Хайатт
"Rolling Stone", №60
Самый авторитетный из живущих ныне гитаристов о своем
новом концертном альбоме, жизни не по средствам и хирургическом
вмешательстве в группу Cream
«Я продолжаю блуждать, все никак не могу найти себе места», -
говорит Эрик Клэптон, чьи биографы только успевают загибать пальцы,
считая его коллаборации: за последние три года гитарист успел выступить
в составе Cream, записаться с Би Би Кингом и Джей Джей Кейлом, а также
устроить джем-сейшн вместе с Джеффом Беком. Но главное для Эрика
воссоединение - совместный летний мини-тур со своим бывшим партнером по
Blind Faith Стивом Уинвудом, вместе с которым они в прошлом году
покорили Мэдисон Сквер Гарден (по итогам трех концертов в самом
респектабельном зале Нью-Йорка вышли концертный диск и DVD). Благодаря
тем шоу было легко понять, какой из своих проектов 70‑х Клэптон считает
самым личным. «Группа Cream была союзом трех индивидуальностей, причем
каждый из троицы считал себя направляющей силой, - рассуждает Эрик. - А
вот с Уинвудом мы слеплены из одного теста».
Я заметил, что вы уютнее чувствуете себя на сцене, когда поет Стив.
Если я выступаю в роли фронтмена, мне нужно постоянно держать
внимание аудитории - когда зал не слишком раскачан, приходится тратить
на это слишком много энергии. Когда такое происходит, я теряю контроль
над тем, что творится вокруг меня. И мне это не по душе. Я помню, что
когда мы играли на «Live Aid» в Филадельфии, был устроен большой джем,
и на передний край сцены отправились те, кому на роду это написано:
Мадонна, Лайонел Ричи. А я отошел в самую глубину, поближе к ударным, и
начал солировать оттуда. В этот момент я подумал: «Ну вот, я свой выбор
сделал». Я вообще больше вовлечен в саму музыку, а не в то шоу, которое
выстраивается вокруг ее исполнения.
Стив одинаково хорош как гитарист и клавишник. А у вас есть «второй любимый» инструмент?
Какое-то время я думал, что способен справляться с клавишными и
ударными, но это все было из-за того, что я не хотел ни в чем уступать
Стиву. По правде говоря, игра на других инструментах отняла бы у меня
кучу ценного времени, а его у меня и без того никогда не хватает. Так
что я просто гитарист, ну и петь кое-как умею.
Судя по всему, на пенсию вы не собираетесь?
Собираюсь, конечно. (Смеется.) Но я еще в деле. Обычно я «ухожу на
пенсию» в конце каждого тура. В дороге обстоятельства заставляют меня
жить в отелях, я плохо сплю, часто приходится питаться всякой дрянью.
Но когда я возвращаюсь домой, то снова начинаю мечтать о гастролях.
Сейчас я не играл примерно месяц и страшно изголодался по концертам. Во
мне живет зверь, ему нужна пища.
Как вы расстались с музыкантами Cream?
Строго говоря, мы остаемся на связи. Я думаю, что по мне сразу было
понятно: другого реюниона уже не будет. Но я никогда не говорю
«никогда». Такой группе, как Cream, нужно матку, наверное, удалить или
как-то так. (Смеется.) Не понимаете, о чем я? Ну просто мы зашли с этим
проектом настолько далеко, что нужно уже какое-то хирургическое
вмешательство.
Вам интересны современные блюз-роковые команды - The White Stripes, The Black Keys?
В принципе нормально, что они вообще существуют. Но в iPodʼe я их не
слушаю, а ведь по идее, они там должны быть, не так ли? Обе упомянутые
группы я видел на сцене, они в полном порядке, но меня их музыка совсем
не заводит. Мне неинтересно оценивать то, что предлагает молодежь.
Старики сейчас куда сильнее возбуждают. В прошлую субботу я был на
концерте Вана Моррисона, и тот был совершенно невероятен - как никогда
прежде. Попасть на концерт того, кем я восхищаюсь и получить кайф -
большего мне и не надо.
Получается, что после Cream вы окончательно отошли от тяжелого, громкого блюза. Кажется, вам даже Led Zeppelin были не по душе?
Я равнодушен и к Zeppelin, и даже к тем вещам, которые мы записывали
с Cream. Все это довольно неприятно и непросто слушать, на самом деле.
Сейчас я смотрю на тот период своей карьеры как на авангардный. Это
были просто эксперименты.
Пару лет назад у вас неделю гостил Джон Майер. Это было что-то вроде студенческой практики?
Я думаю, что нас на самом деле столкнула рекорд-компания. Они,
наверное, всерьез думали, что мы крепко подружимся и из этого может
родиться прекрасная пластинка. А мы всего лишь один трек вместе
написали - он потом вошел на мой совместный диск с Джей Джей Кейлом. Во
время этих каникул мы в основном о тачках и часах разговаривали. Все
было довольно просто.
Точно, и получается, что по итогам общения Майер сразу же начал коллекционировать часы и скупать машины более высокого класса?
Все так и было. Если ты хочешь узнать, как играть блюз, живи не по средствам. И все сразу наладится!
Eric Clapton
© Фото: www.rollingstone.com