Эдуард Хиль
Автор: Дмитрий Быков "Rolling Stone", №69 Эдуард
Хиль, один из трех китов советской эстрады, рассказал RS о выступлениях на секретных правительственных
дачах, любви к Тарантино и космических пришельцах У Эдуарда Хиля, мирно живущего уже много лет в
старинном доме на берегу реки Фонтанки, последняя неделя выдалась крайне беспокойной.
«Эдуард Анатольевич не может сейчас подойти, - сообщает мне по телефону жена певца
Зоя Александровна. - Он сейчас дает интервью одному из ваших коллег, а с другим
говорит по телефону». Пожилой шансонье и раньше никогда не отказывал
журналистам, однако они нечасто пользовались этим, пока Хиль не явился к ним во
всем блеске славы «мистера Trololo». Записанный сорок четыре года назад вокализ
«Я очень рад, ведь я, наконец,
возвращаюсь домой»,
в котором иностранцы расслышали это заветное «трололо», всколыхнул все интернет-сообщество,
будто огромное болото, посреди которого неожиданно всплыл танк Первой мировой.
Даже коллеги из американской редакции RS прислали взволнованное письмо с просьбой рассказать,
кто же этот удивительный человек с обаятельной улыбкой и забавными ужимками,
изображения которого украсили кружки и майки, продающиеся в Сети. Несмотря на
резко уплотнившийся график, Эдуард Анатольевич согласился встретиться со мной
тем же вечером. Ровно в шесть часов дверь кафе, где я ждал артиста, открылась,
и внутрь бодрой походкой вошел человек в кепке и черной куртке. Лица персонала
просияли тихой радостью, хотя Хиль сразу отказался от меню. «Я теперь всех
здесь принимаю», - сообщил он, сняв куртку и оставшись в бежевом костюме и
полосатом галстуке с искрой. Не дав мне опомниться, он сразу принялся за рассказ
о своих планах сделать новый вариант прославленного вокализа, на сей раз дуэтом
с исполнительницей отечественного кантри Мариной Капуро. «Напишем новую
аранжировку, введем туда банджо - отлично должно получиться, - Хиль говорит
энергично, слегка помахивая руками или по временам схватывая лежащий перед ним
диктофон. - Я хочу сделать из этого вокализа международный интернет-шлягер,
чтобы в каждой стране на его мотив написали песню на своем языке и пели». Но
для чего, Эдуард Анатольевич? «Мне нравится смотреть, как люди воспринимают это
произведение, как они хохочут. Я считаю, что Интернет, как электричество или телефон,
- это радость для человека. А многим кажется, что это одна бесовщина. Нашлись
какие-то коммунисты, стали ворчать: Хиль был советским знаменем, а теперь его
подруга Хилари Клинтон вбросила в общество этот материал. Какая чушь, а ведь
они еще надеются руководить этой страной!» Буквально через три минуты
начавшийся с неизбежного вокализа разговор принимает новый оборот. «Посмотрите
вокруг, ведь в этом кафе был раньше мясной магазин, очень страшный. Нашлись люди,
сделали приятное место. А есть те, кто при первой возможности все назад
вернут». Быстро ответив на звонок и выключив мобильник, «чтобы не мешал», Эдуард
Анатольевич продолжает свою мысль без всяких подсказок с моей стороны.
«Интернет, электричество, телефон - люди думают, что сами все это выдумали. А у
нас был бы сейчас каменный век, если б не пришельцы, которые все это нам
подбрасывают. Да-да! Мне одна подруга рассказала: сидели они с мужем как-то
вечером, в преферанс играли. И вдруг сквозь стену вошел шарик голубоватого
цвета, как от пинг-понга, пролетел около уха мужа - и в розетку. И сразу выключился
весь свет. Когда монтеры пришли исправлять, все было черное. Думали сначала,
что шаровая молния, а это пришельцы. Вы видели: в Англии поле, и там такие круги?
Теперь они есть и в Краснодаре. Точно такие же!» Заметив вопросительно-растерянное
выражение моей физиономии, Хиль мгновенно делает новое, еще более фантастическое
заявление: «Мы сейчас живем в очень жестоком мире. И если даже нет войны, люди
все равно уничтожают друг друга. Но все-таки я хочу надеяться, что хороших, воспитанных,
интеллигентных, мыслящих людей - их больше, чем этих уродов. А что такое песня?
Это такой же сгусток энергии, как тот инопланетный шарик, и эта энергия несет
людям радость, даже спустя десятилетия». Уже пятьдесят шесть лет минуло с тех
пор, как Эдуард Хиль начал посылать сгустки позитивной энергии со сцены. Этот
позитив аккумулировался скорее не благодаря, а вопреки окружавшей
действительности. Будучи маленьким мальчиком, эвакуированным во время войны в
находившийся в тылу детский дом, певец испытал много недетских потрясений. «Я
видел первую кровь, когда нас, детей, везли в тыл и в состав попал снаряд. Нас
вывели из поезда, и я увидел такую картину: созревшая земляника, зеленая трава
и на ней кровь. Мы были голодные, поэтому все равно землянику ели, а рядом
кого-то закапывали. Я много видел тогда страшных вещей и, наверное, если бы не
пел все эти песни, сошел бы в итоге с ума, - в этот момент глаза моего
собеседника загораются влажным блеском, несколько секунд он находится в раздумье
и вдруг произносит: - Наверное, если бы я рассказал про все это Тарантино, он
бы смог снять правильно. Безусловно гениальный человек. Он-то понимает, что
всюду должна быть ирония». Кстати, напоминаю я, Кристоф Вальц, получивший за
роль в «Бесславных
ублюдках» «Оскар»,
сделал одну из первых пародий на вокализ, которая включала местами имитацию
полового акта с окружающими предметами. «Но он же у Тарантино снимался! - восклицает
певец. - Поэтому логично, что его актерские возможности и способности позволяют
писать и какать на сцене. И то, что он сделал в своей пародии, совсем не
ужасно, вы тонкости не поняли. Он вышел в коричневом костюмчике именно 70‑х годов, в облипочку, и галстуке желтого цвета. А
сексуальные движения - это он просто так все для себя понимает. Откуда мы
знаем, может, он голубой. И потом, даже если он голубой, это тоже хорошо, он
тоже получил от этого удовольствие». Хиль говорит про это, спокойно и радостно
улыбаясь. «Меня популярность теперь совершенно не трогает. Зачем она мне в моем
возрасте? Вот раньше я чувствовал, что мое имя оказывает какоето действие в
быту. Помню, в Москве открылся магазин «Лейпциг», очень далеко от центра
города. Приехал я туда за люстрой, а они кончились. Ехать было два часа. Подходит
ко мне женщина: а что это вы такой грустный? Да вот, говорю, люстру хотел
купить. Идемте, я директор, сейчас все устрою. А в другом магазине обои приехал
покупать. Мне директор шепчет: «Зайдите вечерком, сейчас неудобно». И
подмигивает. Но вообще мне имя мало помогало». Зато сам Хиль помогал другим. Вернувшись
из гастролей по Канаде, он и оперный бас Борис Штоколов должны были выступать
на секретной даче ленинградского правительства. Однако в последний момент
открылось страшное: Штоколов, поддавшись уговорам канадских эмигрантов,
исполнил для них вечный хит «Очи
черные»,
негласно запрещенную для советского артиста песню. Уже за кулисами Хилю прозрачно
намекнули, что петь будет он один. «Я выступил и говорю: «Друзья, Борис
Тимофеевич Штоколов недавно спел в Канаде замечательную песню «Очи черные». Давайте мы все попросим спеть
ее и для нас». Тут раздались неуверенные хлопки, вышел Боря с совершенно убитым
лицом, спел, была овация. После чего я говорю: «Вот видите, и что тут плохого,
почему это песня белой эмиграции?» Кто знает, может, я и не стал бы так делать,
но мы тогда выпили с Борисом, чувствовали себя раскованно. И его
реабилитировали». Поначалу Хиля отряжали за границу в компании других артистов нашей
обширной эстрады. «Однажды я пел в Колумбии во время гражданской войны.
Внезапно в зал ворвались какие-то люди, перевернули столы - а я все пою. Не
знаю, почему тогда не остановился, наверное, закалка военных лет сработала. Они
дослушали - и отпустили нас. А как-то в 70‑е поехали
мы в Швецию с известной тогда якутской певицей Марфой Колесовой. Она нравилась
руководству тем, что пела горловым пением, выпевая иногда слова «Ленин»,
«партия» и «комсомол». Нас позвали на телевидение, она спела, но ни одного из
этих слов не произнесла.Когда съемки кончились, стали на нее кричать, а она
говорит: «Я слова забыла». Рассказав этот анекдот - вероятно, не в первый раз,
- Хиль совершенно искренне смеется, хлопая себя по коленке. Однако с конца 80‑х - начала 90‑х страна занялась своими делами, так что Хилю пришлось
выезжать за границу одному, чтобы поправить свое бедственное положение. Чаще
всего шлягеры в его исполнении звучали в парижском кабаре «Распутин» (ударение
на последнем слоге). «Платили мне там не очень много, но бывало, посетители
приглашали домой. Одна богатая француженка, а может, и русская, которая жила в
Ницце, пригласила меня приехать к ней из Парижа. А как же это? - спрашиваю. А
я, говорит, дам вам свой самолет. И мы с гитаристом вылетели рано утром. У нее
был особняк, гости. Отработали обязательную программу: «Конфетки-бараночки», «Катюша», «Ямщик, не гони лошадей». Пел я и свой тогда новый
шлягер «Потолок
ледяной» -
гости были в восторге. И после этого опять на самолет, сорок минут - и уже вечером
я выступал в кабаре «Распутин». Свое творчество в ироническом контексте Эдуарду
Хилю доводится наблюдать не впервые. Сергей Курехин для одной из своих «Поп-механик» уговорил певца спеть закутанным в гобелен песню «Это было недавно, это было
давно».
«Номер был фантастически сделан. На сцене пять арфисток, причем одна совершенно
голая, а другие в концертных платьях. (Смеется.) Меня, спеленутого, несут два огромных негра под музыку,
я пою и думаю: «Господи, куда же я попал!». Лицо Хиля вдруг становится
серьезным: «Курехин - человек
феноменальный, но все это, конечно, детский сад был по сравнению с
капустниками, которые мы устраивали. Вам такое и не снилось. Какая
«Поп-механика», если на сцене такие артисты, как Юрский,Фима Копелян или
Стрижельчик! Вы представляете, что творилось в зале? Обком партии эти капустники
просто запрещал».
Полтора часа подряд Эдуард Хиль терпеливо рассказывал мне про
жизнь артиста советской эстрады, но к концу стало заметно, что он повертывает в
пальцах мой диктофон уже не столько энергически, сколько рассеянно. На очередной
мой вопрос он, подумав немного, отвечает: «Я очень люблю переписывать ноты в
новых тональностях. Это то, чем я постоянно занимаюсь в свободное время. Вот
сейчас с вами сижу и думаю: надо было сегодня «Лунный камень» в ми-миноре переписать, а вы
мне такие вопросы задаете. Давайте лучше пойдем...».
|