Начиная
рассказ об одной из крупнейших групп, хотелось бы вообще задаться
вопросом: как это среди музыкальных культур, выработанных
человечеством, вдруг вымахал буйный сорняк рок-н-ролла? Последние
тридцать лет победно шествует он по планете. Пышно растет этот сорняк
на заокеанских черноземах, цветет на европейских подзолах, самосевно
множится на английских рыхлых супесях и не сдается даже на восточных
солончаках с регулярной идейною прополкою. Не нужны ему ни
торфо-перегнойные горшочки парадной песни, ни тщательно окучиваемые
творческие союзы, ибо пока день сменяет ночь и не все еще
забетонировано — всегда найдет себе щель неистребимый рок-репей!
12 января. В 34 году в Лондоне родился Джон Болдри
по прозвищу "Лонг" — "длинный". Джон Лонг Болдри — певец, композитор и
гитарист, основатель известных рок-блюзовых групп (Bluesology, Hоосhiе
Cootchie Men). Кроме того,
... Читать дальше »
Крис
Кертис. В 1964 году эта группа побывала даже на первом месте списка, но уже
к 1966-му, после ряда безуспешных пластинок разочарованный Кертис покинул
«Искателей» и стал искать в другом месте. Крис был знаком с неким Тони
Эдвардсом, экономистом по образованию, финансистом по профессии, который вел
дела семейного концерна по производству одежды. В 1967 году Крис Кертис
позвонил ему из Ливерпуля в Лондон и предложил стать своим менеджером, при этом
стал льстить и уверять, что тот будет известным, как Брайен Эпштейн, приехал на
встречу с ним и буквально завалил Эдвардса идеями. Эдвард су, со своей стороны,
порядком наскучило бухгалтерское дело, надоела нудная обеспеченность— он готов
был рискнуть. Однако, не зная броду, решил сам, в одиночку, в воду не соваться,
а найти себе партнера. В этом же здании, этажом выше, над конторой Эдвардса,
директором рекламного агенства работал 35-летний Джон Колетта. У того тоже не
было опыта работы в музыкальной промышленности, но он, по крайней мере: знал
пружины рекламно-рыночного механизма. Покинув родной Ливерпуль, Крис Кертис
приехал в Лондон, знакомые знакомых дали ему какой-то адрес, он пришел в
небольшую и не очень чистую квартиру, где жил один музыкант, попросился
переночевать, остался на... Читать дальше »
На
территории России археологи находят древние следы занятий музыкой. Близ
Воронежа в жилищах древнего каменного века найдены камни со следами
ударов друг о друга – это был "оркестр ударных инструментов".
Наскальные рисунки, "петроглифы", вероятно, служили для рассказа, пения
эпических поэм. В Карелии в 19 веке был записан эпос "Калевала", где
герой Вяйнемяйен поет и играет на струнном инструменте – "кантеле". Эти
инструменты (по-эстонски "гандель") сохранились, на них можно играть и
сейчас. Очень древнее происхождение имеют горловое пение народов Сибири
и Дальнего Востока, пляски народов Кавказа. В середине 1 тысячелетия
нашей эры в европейской части России расселились славянские племена,
прославившие себя как музыканты, певцы и танцоры. Об этом сообщают
византийские и германские источники. Известно, что в 591 году аварский
хан послал к византийскому императору послами славянских певцов с
гуслями. Русские народные песни и пляски формируются в два цикла: один
– это песни и пляски, связанные с календарными обрядами (севом, жатвой
и др.), другой – с семейными обрядами (свадьбы, похороны). Более
индивидуализированы, распевны лирические песни. К эпохе Древней Руси
относятся героические былины, "славы", певшиеся князьям,
инструментальная музыка (дудки, рога, свирели, бубны, литавры).
С
принятием христианства, из Византии было заимствовано церковное пение
вместе со способом его записи – "знаменным" ("крюковым"). Знаки
указывали движение мелодии, ритм и длительность звучания; высота звука
стала обозначаться только с середины 17 столетия. Эволюция церковного
пения шла от речитатива к широкому, длительному распеву. В конце 17
века в Россию из Польши и Украины пришло "партесное пение"
(многоголосие, обычно от 3 до 12 голосов) с одновременным и
разновременным произнесением текста разными голосами. Крупным
мастером-композитором этого типа был москвич "государев дьяк" Василий
Титов, автор знаменитого "Многолетия". Со второй половины века
сочинялись многолосные песни – "канты" как религиозного, так и
светского содержания (в том числе любовные и шуточные). При Петре I
особенно популярны были канты-панегирики, воспевавшие успехи
государства, армии и флота.
С
18 века в России успешно утверждалась музыка европейского типа с нотной
записью. Создавались домашние оркестры и театры. Были особенно
знамениты крепостные театры Шереметевых и Воронцовых. С 1730-х годов в
Петербурге существовал придворный итальянский театр, для которого
работали такие композит
... Читать дальше »