|
| Девятнадцатого
октября исполняется 90 лет со дня рождения Александра Галича – поэта,
чье творчество оказалось вновь весьма актуальным в начале нового
тысячелетия. Хотя во второй половине 80-х, когда ему посмертно было
возвращено и гражданство, и членство в творческих союзах, казалось, что
тематика его песен, обличающих тиранию сталинских времен и духоту эпохи
«брежневского застоя», может представлять интерес лишь для
литературоведов и историков…
Юбилею поэта посвящена выставка в
петербургском музее Анны Ахматовой, известном как «Фонтанный дом».
Выбор места также не случаен: известно, что Анна Андреевна из всех
современных ей бардов советской эпохи особенно отмечала именно Галича.
Выставка
под названием «…Этого достаточно» расположена в одном зале на втором
этаже музея. Собственно, зал поделен на две части экраном, на который
проецируется портрет Галича, известный в России по обложке первой
официальной пластинки, вышедшей в конце 80-х годов, на пике
горбачевской «перестройки».
В первой части зала демонстрируется
фильм «Александр Галич. Возвращение в Париж», снятый сотрудницей музея
«Фонтанный дом» Светланой Александровой. Рядом установлен телемонитор,
где безостановочно транслируются воспоминания о Галиче представителей
«третьей волны эмиграции». Сегодня эти воспоминания поистине бесценны –
ведь свидетельства касаются событий более чем тридцатилетней давности.
|
| Во
второй части зала представлены фотографии и рукописи. Здесь и портреты
родителей Александра Гинзбурга (такова настоящая фамилия поэта), и его
снимок с Иосифом Бродским, Михаилом Барышниковым, Мстиславом
Ростроповичем и Галиной Вишневской, и текст его первого опубликованного
в «Пионерской правде» стихотворения под названием «Скрипка». А рядом –
и сам инструмент, использованный в любительской постановке пьесы Галича
«Матросская тишина».
Кстати, петербургский режиссер Александр
Аркадьевич Белинский, который был лично знаком с Галичем, подчеркивает,
что для него творчество его полного тезки делится на два этапа – до
неудачной премьеры «Матросской тишины» в театре «Современник» и после
нее. До – была карьера популярного автора крепких кинофильмов (вроде
«Верных друзей», «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу» и т.п.),
после – нелегкий путь барда-диссидента, чьи песни расходились по всей
стране в копиях «самиздата» и «магнитиздата». Недаром центральный проем
второй части зала занимает текст песни «Мы не хуже Горация», а рядом –
ставшие легендарными магнитофон системы «Яуза» и печатная машинка
«Эрика».
Есть и картины на подрамнике – портреты поэтов, которым
посвящен цикл «Литераторские мостки»: Борис Пастернак, Осип
Мандельштам, Анна Ахматова…
Смотрительница зала, где
экспонируется выставка «…Этого достаточно», рассказывает, что сюда
нередко заглядывают западные слависты. Профессор русской литературы из
Бельгии даже рискнул, не стесняясь акцента, напеть «Старательский
вальсок», с припевом:
«Вот как просто попасть в богачи, Вот как просто попасть в первачи, Вот как просто попасть в палачи. Промолчи, промолчи, промолчи».
«Это было очень трогательно и пронзительно», – делится впечатлениями женщина.
Автор
фильма «Александр Галич. Возвращение в Париж» предложила участникам
съемок охарактеризовать своего героя одним словом. Вот лишь некоторые
из высказываний, начертанных на большом плакате: «Подлинник»; «Гроза»;
«Поэзия»; «Барин»; «Совесть»; «Покаяние»; «Достоинство»; «Галич»
(последняя цитата принадлежит Наталье Горбаневской).
В день
рождения Галича в Фонтанном доме пройдет вечер его памяти. Приглашены
петербуржцы, лично знавшие поэта и те, на кого его творчество оказало
решающее влияние.
А в музыкальных магазинах Петербурга появился
новый цикл компакт-дисков, озаглавленный «Весь Галич». Правда здесь,
как и в предыдущих изданиях, отсутствует пластинка «Крик шепотом»,
вышедшая в 1974 году в Норвегии, – стране, которая первой приютила
изгнанного за правду великого российского барда.
|