Мы произносим: Alice Cooper,
и первым делом вспоминаем агрессивный чёрный мэйк-ап "короля ужасов":
обильно подведённые глаза с вертикальными стрелками вверх и вниз,
угрожающе подчеркнутые морщинки в уголках рта... Ветеран американского
рока вспоминает иногда, что позаимствовал эту боевую раскраску с
мордочки игрушечного клоуна. Правда, иногда вместо стрелочек вокруг
глаз Элиса появляются не менее жутковатые лучики, как бы
символизирующие безумие персонажа. Так было несколько раз в начале
70-х, так Купер выглядит и в своём не столь давнем мини-фильме "Along Came The Spider", действие которого происходит в психиатрической клинике. Вообще, шоу Купера изрядно пропитано духом шапито - того самого жутковатого и стопроцентно американского цирка из романа Рэя Бредбери"Чую, что зло грядёт".
Исполняя свои страшненькие песни-истории, Элис заклинает змей,
выпутывается из стянутой десятком ремней смирительной рубашки,
рассыпает по партеру биллионы долларов с собственным портретом и даже
отрубает себе голову. А ещё в его песнях и концертных постановках полно
материализованных детских страхов вроде огромных плюшевых пауков и
сумасшедших докторишек с бормашинами, похожими на отбойные молотки. "В детстве я жутко боялся уколов, - рассказывает Купер, - Наверно, именно поэтому и не стал наркоманом..."
Разумеется, каждой истории полагается свой "лирический герой",
сценический персонаж со своим ярким образом. В самом начале 70-х Элису
хватало лишь черного с блестками трико, а его музыкантам - серебристых
брюк клеш. Но вот в репертуар пришли сюжетные песни - а следом и идея
превратить рок-концерт в спектакль. Знаменитые цилиндр и тросточка
ярмарочного зазывалы появились в гардеробе Купера вскоре после выхода в
свет альбома "School's Out". (Позже, исполняя этот номер на "Muppet Show", Элис и вовсе облачился в мантию университетского профессора). К моменту выхода в свет альбома "Welcome To My Nightmare"
(1975), где элементов кабаре было едва ли не больше, чем рока, наш
профессор черной магии уже щеголял в белом смокинге с
галстуком-бабочкой и хризантемой в петлице, а на сцене появлялся в
сопровождении четырех танцовщиц в черных трико и фосфорически
светящимся на них рисунком костей скелета. Образ гангстера с крутой
пушкой пришел прямиком из песни "Halo Of Flies". В 80-х с их
модой на стадионный рок, Купер и его группа были мало отличимы - как по
музыке, так и внешне, - от сонма других представителей т.н. hair-metal.
Старые поклонники музыканта приуныли. Но это было лишь затишье перед
бурей.
На рубеже веков, в полном соответствии с индустриальной концепцией альбома "Brutal Planet" (2000), Элис представал перед публикой в образе некого киборга. А концепцию "Dragontown"Калико,
профессиональной танцовщицей, которая, выступая в папиных шоу, украшала
сценическое действие танцами в кимоно и метанием в папу отравленных
вееров и шпилек из прически.
(2001) (помните ту восточную сказку, где победитель дракона,
польстившись на его сокровища, превращается в дракона сам?), воплощал,
облачившись в кимоно и с катаной в руках. В этот период Купер особенно
хорошо смотрелся в паре со своей дочерью Некоторые аксессуары артиста и вовсе возникли как бы сами по себе. Скажем, какой смысл во время исполения "I'm Eighteen"
потрясать костылем нечеловеческих размеров? Однако время и народная
память накрепко спаяла песню и костыль в единое целое. Точно также, как
и торговую марку "Alice Cooper" - с персоной Винсента Фурнье (Vincent Damon Furnier), простого американского парня из семьи священника. Строго говоря, имя Alice Cooper - не псевдоним Винсента, а название его
группы. Просто так уж оно вышло, что начиная с середины 70-х, состав ее
неоднократно менялся, и единственным неизменным его участником был сам
Винсент. Помню, как предваряя одну из пресс-конференций, артист
обратился к собравшимся: "Называйте меня Винсент. В Элиса Купера я превращусь завтра перед выходом на сцену..."
Винсент Фурние совершенно непохож на Элиса Купера. "Я
никогда не курил. Я не пью с начала 80-х. У меня идеальный брак. В моей
жизни мало стрессов: если бы их было больше, это отрицательно
отразилось бы на шоу. Я встаю, играю в гольф, потом иду гулять с женой
или дочкой, потом - ланч, после чего я либо даю интервью, либо ложусь
вздремнуть. Затем еду на концерт, и вот тогда, примерно за час до
начала шоу, превращаюсь в Элиса. Когда закрывается занавес, Элис
исчезает. Его не будет до следующего вечера. Я укладываю его спать, а
сам отправляюсь играть с ребятами в покер... - рассказывает
Винсент-Элис, в жизни берущий в руки бейсбольную биту лишь для
использования ее по прямому назначению, и с ужасом вспоминающий свой
единственный крупный запой на рубеже 70-х и 80-х, - Персонаж - это
персонаж, и место ему только на сцене. Когда моя младшая дочь видит
меня по телевизору, то говорит: "Смотрите, папин Элис Купер поёт". И
совершенно точно знает, что этот персонаж никогда не придет домой.
Мнение Винсента часто не совпадает с точкой зрения Купера. Но Винсент -
самый обыкновенный мужчина, который любит проводить вечера с семьей, по
воскресеньям ходит в церковь и предпочитает жить вдалеке от городской
суеты. В то время, как Элис - более сильный и смелый человек, настоящий
боец и бунтарь..." Дмитрий БЕБЕНИН
(ЗВУКИ РУ)
|