"Rolling Stone", №69
Перед премьерой исторической драмы «Поп»
RS встретился с композитором
фильма Алексеем Рыбниковым, чтобы поговорить о смерти,
вере и сибирском панк-роке Пожалуй, важнейший из действующих
русских кинокомпозиторов, Алексей Рыбников в последнее время все чаще
думает о смерти.
И не столько в силу специфики профессиональных интересов - на счету
композитора
такие победы, как «Звезда
и смерть Хоакина Мурьеты» и
«Литургия оглашенных», - сколько в силу стечения обстоятельств.
Буквально за месяц до премьеры драмы Владимира Хотиненко «Поп»,
к которой Алексей написал музыку,
скончались Владислав Галкин и Юрий Степанов. Впрочем, композитор
считает, что мысли
о смерти от инфоповодов не зависят. «Как передавали, Олег Иванович
Янковский под
мою музыку ушел, - вспоминает Рыбников. - Узнаешь такое, и сразу смерть к
тебе становится
ближе. И никто не знает, что случится потом. Вот взял Юрий Степанов
такси - ему
в бок машина въехала. Раз, и нет его. В нашей жизни все отмерено - и
непонятно,
кто в девяносто лет будет играть на сцене, как Зельдин, а кто раньше
уйдет. Но по
естественному ходу жизни мы становимся, конечно, ближе к смерти. Когда
предыдущее
поколение уходит, когда умер Сергей Михалков - уже чувствуется, что все:
твое поколение
стало на рубеж и дальше нет поколения в запасе. Страшно делается». Предсмертную записку потомкам
в виде произведения собираетесь оставить? Вот все, что я пишу, касается вопросов жизни и смерти,
прихода в этот мир, ухода из него, смысла происходящего с точки зрения
какого-то
конкретного человека. Я имею в виду себя. Если человек к моим годам
(Рыбникову шестьдесят
пять - прим.
RS) не приходит к размышлениям о своем
существовании, его нужно пожалеть. Вы написали музыку к фильму
«Поп». Как вы впервые столкнулись
с религиозной жизнью? Бабушка
и мама меня с детства водили причащаться и исповедоваться - то есть до
какого-то
возраста, пока не исполнилось тринадцать-четырнадцать лет, я считал, что
это нормально
и естественно, меня за это никто не преследовал. Потом, в переходном
возрасте, начал
думать о совсем других вещах. А потом, когда принялся писать «Юнону и
Авось», резко к Церкви вернулся. Страшно исповедоваться? Очень! Это казнь, к которой ты готовишься,
но все равно холодным потом покрываешься. Много грехов накапливается
всяких, в которых
сознаваться стыдно. Оторваться от всего этого возвышенного думали когда-нибудь?
Чтобы к народу быть поближе - двери менять, на машине людей подвозить? Для себя я как-то раз письменный
стол сделал, стоял с пилой и гвоздями. А для народа у меня есть театр и
дом под
Переславлем-Залесским - когда мы в том доме жили, общаться, кроме как с
деревенскими,
не приходилось ни с кем. Душа отдыхала, когда с ними разговаривали,
самогон пили,
песни пели. И сейчас поем. У вас есть обида на советское государство? Я бы не сказал, что советское государство
мешало мне работать. Скорее помогало: финансировало и постановки, и
запись дисков.
Мне объявили бойкот в Союзе композиторов, мне объявили бойкот какие-то
идеологические
инстанции. Но произведение от этого осуществилось, оно сработало. А
лично - давили,
и серьезно давили. Самое ужасное началось после «Юноны», когда
перекрыли кислород. Не давали
жить. Вызвали как-то в номер гостиницы и рассказали, что мне нельзя
работать. Очень
мягко - никогда впрямую ничего никто не запрещал, просто кругом стали
исчезать люди.
И все попытки запустить новые проекты нигде не встречали поддержки. Вы почувствовали себя окруженным
врагами? Я
стал осознавать потихоньку ужас мира, в котором оказался. Поэтому я
начал писать
«Литургию оглашенных», она сейчас называется «Мистерия
пророка Данилова», - про героя, который находится
в тюрьме и идет своим духовным путем в условиях физической несвободы. Я
почувствовал,
как это сгустилось все. Это было неприятно. Сейчас все стало немножко
шире. Сложно денег заработать в этой
профессии человеку молодому и не такому известному, как вы? Не сложно, а невозможно. До кризиса
там было более-менее благополучно и была оплата адекватная усилиям.
Сейчас за кино
платят очень мало. Оскорбительно мало. И композиторы вынуждены
соглашаться, потому
что другой возможности заработать нет. Системы заказов на крупные
произведения нет.
А получать авторские с концерта могут те, кто пишет песни для популярных
исполнителей.
И то, если у них не отняли их имя. Впервые услышав сибирских панков
«Летучие рыбы», которые делали кавер-версии
ваших песен, вы долго смеялись? Если ты не замечаешь, что ты смешон, это очень опасно:
иронично к тебе другие будут относиться. Я был в клубе, где «Летучие
рыбы» давали концерт, они там себе пели
что-то, мне в целом понравилось. Особенно то, что людям хочется
обращаться к тому,
что я написал. А потом какая-то другая группа мне прислала на тему
Мюнхгаузена что-то
отвратительное. Я попросил перестать глумиться, мою тему не
использовать. В словах
могут иронизировать, но когда издеваются над музыкой, я этого не люблю:
это не созидательно,
мне это мерзко.
|