История рока знает
немало странных поворотов, но пожалуй трудно сыскать столь невероятные стечения
и сплетения обстоятельств, в результате которых встретились и начали играть
вместе участники первого состава Deep Purple. Рассказ мы начнем издалека, с
1960 года, с бронзового века в истории рока (просто железа еще не изобрели).
Была тогда в Ливерпуле довольно популярная группа The Searchers — «Искатели», в
ней играл на барабанах и пел некий Крис
Кертис. В 1964 году эта группа побывала даже на первом месте списка, но уже
к 1966-му, после ряда безуспешных пластинок разочарованный Кертис покинул
«Искателей» и стал искать в другом месте. Крис был знаком с неким Тони
Эдвардсом, экономистом по образованию, финансистом по профессии, который вел
дела семейного концерна по производству одежды. В 1967 году Крис Кертис
позвонил ему из Ливерпуля в Лондон и предложил стать своим менеджером, при этом
стал льстить и уверять, что тот будет известным, как Брайен Эпштейн, приехал на
встречу с ним и буквально завалил Эдвардса идеями. Эдвард су, со своей стороны,
порядком наскучило бухгалтерское дело, надоела нудная обеспеченность— он готов
был рискнуть. Однако, не зная броду, решил сам, в одиночку, в воду не соваться,
а найти себе партнера. В этом же здании, этажом выше, над конторой Эдвардса,
директором рекламного агенства работал 35-летний Джон Колетта. У того тоже не
было опыта работы в музыкальной промышленности, но он, по крайней мере: знал
пружины рекламно-рыночного механизма. Покинув родной Ливерпуль, Крис Кертис
приехал в Лондон, знакомые знакомых дали ему какой-то адрес, он пришел в
небольшую и не очень чистую квартиру, где жил один музыкант, попросился
переночевать, остался на неделю,
а потом и на месяц. Хозяином оказался высокий молодой человек, пианист-органист
с классическим образованием и приятными манерами, хотя чрезвычайно не
пунктуальный. Звали его Джон Дуглас Лорд. Джон Лорд родился в городе
Лестере, 9 июня 1941 года. Отец его, Реджинальд, играл на саксофоне в местном
танцевальном оркестре и часто выступал дуэтом со своей сестрой Молли в
танцевальных залах и рабочих клубах. Во время Реджинальд был прикомандирован к
Лестерской пожарной команде, при которой он организовал пожарный джаз-банд.
Чтоб малолетний сынок не болтался у матери под ногами, отец брал его на дневные
танцы и, таким образом, Джон Лорд с самого нежного возраста пристрастился к
музыке. В доме Лордов было пианино и приблизительно с пяти лет маленький Джон
колотил по клавишам, пытаясь подобрать мелодию из репертуара папиного оркестра. С семи лет Джон Лорд
начал брать уроки фортепиано и продолжал их в течение десяти лет. Он изучал
теорию музыки, композицию и, в конце концов, сдал экзамены экстерном в
Королевском Колледже Музыки. Не доучившись год в общеобразовательной школе,
Джон против воли родителей учение прекратил и поступил работать клерком в
местную адвокатуру. Сделано это было, я полагаю, только ради независимости и
самостоятельности, потому что он попрежнему занимался музыкой и, кроме того,
проявлял живой интерес к театру и даже принимал участие в спектаклях.
Артистический клерк, который мог опоздать, уйти раньше или иногда вообще на
работу не появиться, адвокатов не особенно устраивал, и через два года его
вежливо с работы попросили. Тогда, по совету друга, Джон Лорд стал сдавать
экзамены в Центральную Школу Речи и Драматического искусства в Лондоне и, к
своему удивлению, конкурс прошел. В сентябре 60 года он переехал в столицу.
Райотдел Народного Образования в родном Лестере обеспечивал Джона стипендией.
Так продолжалось до 1962 года, пока Джон не последовал за группой учителей в
другое театральное училище. За такое самоуправство Лестерское Роно лишило его
стипендии. Пришлось начать зарабатывать на жизнь. Джон Лорд выступал в клубах и
пивных с джазовой группой под руководством тенор-саксофониста Билла Эштона (тот
впоследствии стал руководителем Национального Молодежного джаз-оркестра
Великобритании). Заработки были мизерные, и хоть мать присылала фунт стерлингов
в неделю, денег не хватало Джон вел полуголодное существование. В 1963 году он
объединился с несколькими музыкантами в группу, которая после целого ряда
изменений к 1964 году стала называться The Artwoods Она исполняла рок,
ритм-энд-блюз, выступала почти каждый день и стала в Лондоне довольно
популярной. «Артвудз» выпустили 7
одиночных пластинок и альбом под названием Art Gallery — «Художественная
Выставка» (успеха эти пластинки не имели). Именно в этот период Джон стал
известен в музыкальных кругах своей техникой, его начали приглашать на записи в
студии. На одной из сессий, в
студии, он познакомился с вокальным трио, участники которого в конце 1967 года
собрали The Flowerpot Men — «Цветочногоршочники». После успеха одной из
пластинок они решили отправиться на гастроли, предложив Джону Лорду стать их
пианистом и оркестровщиком Именно в это время Крис Кертис приехал в Лондон и
поселился в квартире Джона Лорда. Кертис с энтузиазмом говорил о создании
концептуальной группы Roundabout — «Карусель» и без конца пел дифирамбы некоему
гитаристу по имени Ричи Блэкмор, который работал в Германии, в одном из клубов
Гамбурга. Джон Лорд поделился впечатлениями с приятелем, басистом Ником
Симпером, с которым он тогда вместе работал в The Flowerpot Men. Оказалось, что
Ник Симпер знал Ричи Блекмора. Чрезвычайно вдохновившись, Ник тут же сказал,
что если будет создаваться группа, то он хотел бы в ней принять участие. Николае Симпер, третий составной
кубик Deep Purple, родился 3 ноября 1945 года в английском городе Саутхолле и в
1960 году начал играть в школьной группе The Renegades — «Ренегаты». По
окончанию школы работал чертежником, продолжая играть в разных группах, пока,
наконец, не вышел в профессионалы. Даже если бы Ник Симпер не стал впоследствии
басистом в историческом коллективе, его можно было бы красными чернилами внести
в амбарную книгу рока — хотя бы потому, что он был первым владельцем басколонки
и усилителя фирмы «Маршал». Собственно говоря, фирмы еще не было, просто
музыкальный мастер по имени Джим Маршал сделал в своей мастерской аппарат,
ставший впоследствии прототипом всемирно известной модели. Первой
профессиональной работой Симпера стала группа The Simon Raven Cult, в которую
чуть не поступил молодой барабанщик по имени Кит Мун (он просто в последний
момент решил присоединиться к другой местной команде под названием Detours, со
временем переименованной в The Who)., С одной из групп летом 1967 года Ник
Симпер приехал в Гамбург. Там он познакомился с Ричи Блекмором, который
предложил Симперу создать трио, но Симпер тогда заболел и вынужден был вернуться
в Англию. Там он попал в The Flowerpot Men. Когда Джон Лорд энтузиазмом вспомнил
своего знакомого. Решено было дать телеграмму Ричи Блекмору в Гамбург и даже
удалось убедить будущих менеджеров — Тони Эдвардса и Джона Колетту — чтобы те
оплатили ему полет из Гамбурга в Лондон. Приехав в Англию в ноябре 1967 года,
Ричи первым делом пошел на концерт The Flowerpot Men, чтобы послушать
незнакомого ему органиста Джона Лорда. После концерта он принял предложение. В
1967 году мало было молодых английских гитаристов с опытом Ричи Блекмора. В
свои 22 года он уже переиграл с десятком профессиональных оркестров, работал в
студиях звукозаписи Лондона и Гамбурга и прославился молниеносной техникой на
гитаре, а также своим взрывчатым темпераментом и неумением, а главное,
нежеланием, сдерживаться в общественных местах. Ричи Блекмор родился 14 апреля 1945 года в тихом приморском курортном городке Weston Supermare в Англии. Когда ему было два года, семья переехала в пригород Лондона. С 11 лет начал играть на гитаре и брал уроки классической музыки. «Очень важно ,— сказал он впоследствии, — с самого начала, изучая инструмент, привить себе правильные навыки, потому что дурные музыкальные привычки потом изживаются с трудом. Благодаря урокам классической гитары я научился пользоваться всеми пальцами, а большинство блюзовых гитаристов играют только тремя.» Через несколько лет юный Ричи приделал к своей классической гитаре самодельные звукосниматели и наяривал на ней через радиоприемник. Так началось увлечение рок-н-роллом, которое до сего дня уживается с любовью к классике. В 1960 году 16-летний Ричи стал участником своеобразного общества любителей рок-н-ролла, собиравшихся в кафе на Олд Комптон Стрит в лондонском Сохо. В то время, когда эпоха Элвиса Пресли проходила, а время «Битлз» еще не наступило, рок-н-ролл считался музыкой, вышедшей из моды, во всяком случае в Англии. Мировой рынок был наводнен американцами, в Штатах жили лучшие исполнители, сочинители и продюсеры этой музыки, американские звезды: Кокрэн, Винсент, Джерри Ли и другие им подобные казались недосягаемыми. |
Deep Purple
(Из цикла
радиопередач Севы Новгородцева)