Четверг, 09.05.2024, 12:16 Приветствую Вас Гость |
|
Главная » 2008 » Август » 8 » ABBA : Когда все сказано и сделано
20:58 ABBA : Когда все сказано и сделано |
Нередки случаи, когда распавшиеся группы покоряют мировые чарты спустя
четверть века после своего распада, однако чаще всего это происходит с
командами-"идолами", чьи составы стали неполны по причинам,
несовместимым с жизнью. Nirvana, Beatles и Led Zeppelin уже никогда не
выйдут на сцену в "золотом составе". ABBA - не хочет.
И вместе с тем, команда, которую многие до сих пор называют "главной
категорией шведского экспорта", недавно вновь посетила британский чарт,
подвинув с первого места не страдающих от недостатка популярности
Coldplay. Сборник лучших хитов ABBA "Gold", выпущенный в 1992 году,
возглавил список самых продаваемых на Альбионе альбомов, опередив
свежий релиз группы Криса Мартина "Viva La Vida or Death and All His
Friends" и попутно установив новый рекорд. Еще никогда диск, изданный
аж 16 лет назад, не пользовался в Британии таким спросом. Ажиотаж
вокруг наследия ABBA обусловлен выходом на экраны фильма "Mamma Mia!",
созданного по мотивам песен квартета.
Успех "АББЫ" стал предметом множества исследований, и все авторы
склоняются к мнению, что его практически нереально воспроизвести.
Реюнион этой группы будет ошибкой - но, похоже, давление общественного
мнения может в какой-то момент перевесить, и квартет совершит роковую
оплошность. Кажется, и сами музыканты это отлично понимают: недавняя
попытка свести их вместе на ковровой дорожке во время презентации
фильма "Mamma Mia!" потерпела неудачу.
Единственное, в чем никогда нельзя было обвинить ABBA - в случайности
их успеха. Как мы помним, все участники группы к моменту ее
возникновения уже были состоявшимися музыкантами. Гитарист Бьёрн
Ульвеус (Bjorn Ulvaeus) и клавишник Бенни Андерсон (Benny Anderson)
были лидерами двух ведущих шведских групп - фолк-акустической
Hootenanny Singers и рок-н-ролльной Hep Stars соответственно. Обе
группы в конце 60-х выпускали альбомы и занимали места в чартах.
Анни-Фрид (Фрида) Люнгстад (Anni-Frid Lyngstad) около 10 лет работала
вокалисткой в джазовых оркестрах, её сольный диск вышел на шведском
отделении лейбла EMI. Агнетта Фельтскуг (Agnetha Faltskog) в детстве
самостоятельно научилась виртуозно играть на фортепиано и уже в 19 лет
возглавила шведский хит-парад с песней собственного сочинения.
Бенни и Бьёрн продюсировали различные музыкальные проекты и попутно
сами писали песни, для записи которых пригласили своих жён - Агнетту и
Фриду. Альбом "Ring Ring" был готов к началу 1973 года, когда
выяснилось, что у группы нет названия. Музыканты хотели подписаться как
"Бьерн, Бенни, Агнетта и Анна", однако Стиг Андерсон, глава их лейбла,
сократил название до первых букв имён - АББА. В апреле 1973 г. песня
"Ring Ring" на шведском языке возглавила национальный хит-парад,
англоязычная версия шла на 2-м месте, а EP возглавил чарт самых
продаваемых альбомов.
Стиг понимал, что группе тесно в Швеции и нужно выходить на
международный уровень. Случай представился в марте 1974 г. в виде
конкурса "Евровидение", где АBBA с песней "Waterloo" победили с большим
отрывом.
Однако победа на "Евровидении" сыграла со шведами злую шутку. Для
развития успеха квартет отправился в гастрольный тур, но для слушателей
ABBA были героями одного хита, группой-однодневкой, и публика на
концерты не пошла. Шведам часто приходилось выступать в полупустых
залах. В Гамбурге и Мюнхене билеты на концерты бесплатно раздавали на
улице прохожим, концерты в Цюрихе и Дюссельдорфе были отменены совсем.
Этот провал надолго отбил у музыкантов желание гастролировать.
ABBA засели в студии и постепенно начали выравнивать ситуацию. В 1975
г. песня "SOS" поднимается до 6-й позиции в Англии и до 15-й в США,
выходит новый удачный альбом "ABBA". В январе 1976 г. группа выступает
в британской телепрограмме Top Of The Pops с хитом "Mamma Mia",
очередной альбом "Arrival" 10 недель возглавляет британские чарты, 14
недель - немецкие, но в США застрял на 20-й строчке. Однако песня
"Dancing Queen" возглавила чарты. Шаг за шагом шведы завоёвывают
хит-парады Европы, Южной Африки и Японии. Газеты писали, что они выдают
"один хит за другим с методичностью робота".
В музыкальном плане группа быстро прогрессировала. ABBA отказались от
первоначальной идеи мужского вокала в пользу женского двухголосья.
Бьёрн и Бенни заставляли вокалисток петь в самом высоком регистре,
чтобы создать максимальное напряжение. Чаще всего основной вокал
записывался в самую последнюю очередь, даже после бэк-вокала. Бенни
создавал преимущественно мелодии, Бьерн - тексты. Некоторые тексты
группе сочинял Стиг. Бьерн, в прошлом студент-экономист, помогал Стигу
вести финансовые дела и от имени группы общался с прессой. Вскоре лейбл
Polar Music превратился в лейбл одной группы. Все участники стали его
совладельцами.
Для продвижения группы Стиг Андерсон применил необычную стратегию.
Раньше популярные исполнители заключали контракт с одним мега-лейблом,
который представлял их интересы по всему миру. Но Стиг заключал в
каждой стране отдельный контракт с небольшой местной компанией. За
право работать с ABBA мелкие лейблы были готовы рыть носом землю.
Вместо гастрольной деятельности группа сделала основной упор на участие
в телепрограммах и съёмки видеоклипов. Шведы очень не любили ездить на
гастроли - в середине 1970-х музыкантам было уже по 30 лет и они
болезненно переживали разлуку со своими детьми.
Вкус к путешествиям музыкантам вернула... Австралия, где популярность
ABBA достигла уровня "битломании". В феврале 1977 г. после больших
колебаний команда поехала туда с концертами. Гастроли шли с
фантастическим успехом, одновременно снимался художественный фильм о
группе. Сюжет фильма простой, как копейка: незадачливый журналист
пытается взять интервью у ABBA, этот процесс разбавляется фрагментами
выступлений. Горячий приём в Австралии полностью вернул группе
уверенность в себе, сразу же последовали успешные концерты в Европе.
Фильм "Abba - The Movie" окупился. Преследования со стороны фанатов
стали настолько невыносимы, что группа из собственного особняка в
центре Стокгольма переселилась в два коттеджа на необитаемом острове в
Балтийском море.
Команда выстреливает ещё одной порцией хитов: "Knowing Me, Knowing You"
(#1 в Англии), "Take A Chance On Me" (#3 в США), альбом "ABBA - The
Album" (#14 в США).
Авторитет группы среди профессионалов в эти годы был чрезвычайно высок.
ABBA строят себе собственную студию звукозаписи с самым современным
оборудованием. В ноябре 1978 г. Led Zeppelin записывают в студии ABBA в
Стокгольме часть материала для альбома "In Through The Out Door". Между
двумя группами всегда были приятельские отношения. Панки Sex Pistols во
время случайной встречи с ABBA в лондонском аэропорту к большому
удивлению шведов с настоящим уважением раскланялись перед ними.
Читатель может подумать, что в то время в Швеции ABBA были
национальными героями. Ничего подобного! Ни одна группа у себя на
родине не подвергалась таким нападкам прессы, радио и телевидения, как
ABBA в Швеции в конце 1970-х. Основной мотив обвинений: группа уводит
слушателя от социальных проблем, исполняет развлекательную музыку с
глупыми текстами, ABBА - "машина для загребания денег". Моральное
давление на музыкантов было очень тяжёлым. Но почему-то не говорилось,
что 85 процентов (!) прибыли квартета в качестве налогов забирает
государство, что ABBA вносит существенный вклад в валовый национальный
продукт Швеции... Стиг часто предлагал музыкантам переехать в любую
страну с более благоприятным налоговым климатом, но всегда получал от
них жёсткий отказ. Проблемы были и с характером Стига - он, не
раздумывая, мог заехать в лицо журналисту, если тот задал
"неправильный" вопрос, любил на публике поболтать о финансовых делах
группы.
К концу десятилетия почти весь мир лежал у ног четверки - за
исключением США: несмотря на отдельные успехи синглов, альбомы ABBA
продавались в Америке не очень бойко, а радиостанции игнорировали
группу. В 1979 году квартет дал 4 концерта в Канаде и 14 в США. Если
приезжавшие годом раньше Sex Pistols стали настоящим подарком для
журналистов, то об ABBA просто нечего было писать. Шведы не пили
алкоголь, не употребляли наркотики, каждое утро делали зарядку, а в
свободное время читали книги. В отличие от Led Zeppelin, ABBA вежливо
отказались от предложения устроить традиционную вечеринку со
стриптизёршами.
Не было скандалов - не было и необходимой рекламы. Эти гастроли
принесли группе убытки в 200 тысяч долларов (больше миллиона в нынешних
ценах). Музыканты чудом не погибли в авиакатастрофе во время аварийной
посадки, группу спасло лишь сказочное везение и мастерство пилотов. В
том же году в Европе группа подтвердила свою популярность, и шесть
вечеров подряд собирала в Лондоне полный стадион "Уэмбли". Видеозаписи
этих концертов впоследствии вышли под заголовком "ABBA In Concert".
Тем временем отношения в группе совершенно испортились. Возникли
разногласия в женской половине коллектива. Бьёрн развёлся с Агнеттой, а
Бенни - с Фридой. В этих невесёлых условиях были созданы последние
лучшие альбомы группы, "Super Trouper" (1980 г.) и "The Visitors" (1981
г.).
Бьерн и Бенни готовили материал для очередного альбома АББА, но времена
быстро менялись. Если альбом "Super Trouper" только за первые два
месяца разошёлся в количестве 4 млн. копий и дал несколько удачных
синглов, то успех "The Visitors" был куда скромнее. Очередной сингл
"Under Attack" застрял в британском хит-параде в районе 30-го места. В
то же время Фрида записывает сольный альбом. Его продюсировал Фил
Коллинз (Genesis). Альбом "Frida" вышел в 1982 г., имел успех, одна из
песен поднялась в США до 15-го места.
У Бенни и Бьерна тем временем возникли финансовые претензии к Стигу.
Они начали терять интерес к ABBA и больше занимались устройством личной
жизни. В сентябре 1982 г. Бенни Андерсон в одиночку записал на
синтезаторах аккомпанемент новой песни "The Day Before You Came" и
попросил Агнетту наложить вокал. Это была последняя студийная запись
АББА. 11 декабря того же года музыканты в последний раз вместе
появились в телепрограмме BBC. С этого дня группа АББА больше не
существовала.
Сейчас тиражи альбомов ABBA держатся на уровне самых знаменитых
рок-групп. 18 песен квартета отметились в лучшей британской десятке, из
них 8 на первом месте, 3 песни побывали в лучшей американской десятке
Billboard. По количеству и качеству хитов тандем Андерсон-Ульвеус
достиг уровня связки Леннон-Маккартни. На основе песен группы создан
мюзикл "Mamma Mia". ABBA доказали конкурентоспособность шведских
исполнителей, показали, чего можно добиться благодаря таланту,
целеустремлённости и невероятному трудолюбию. ABBA создали образец
идеальной поп-группы: они никогда не были замечены в скандалах и делали
своё дело без лишней шумихи. ABBA подняли планку качества в поп-музыке
так высоко, что никто до сих пор не может не то что перепрыгнуть, а
хотя бы достать её рукой.
Они добились всего, чего могли. Они сказали всё, что хотели.
Вадим МИХАЙЛОВ (ЗВУКИ РУ)
|
Категория: Муз.обзоры |
Просмотров: 1169 |
Добавил: worldmusica
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Обучение |
|
|