На
территории России археологи находят древние следы занятий музыкой. Близ
Воронежа в жилищах древнего каменного века найдены камни со следами
ударов друг о друга – это был "оркестр ударных инструментов".
Наскальные рисунки, "петроглифы", вероятно, служили для рассказа, пения
эпических поэм. В Карелии в 19 веке был записан эпос "Калевала", где
герой Вяйнемяйен поет и играет на струнном инструменте – "кантеле". Эти
инструменты (по-эстонски "гандель") сохранились, на них можно играть и
сейчас. Очень древнее происхождение имеют горловое пение народов Сибири
и Дальнего Востока, пляски народов Кавказа. В середине 1 тысячелетия
нашей эры в европейской части России расселились славянские племена,
прославившие себя как музыканты, певцы и танцоры. Об этом сообщают
византийские и германские источники. Известно, что в 591 году аварский
хан послал к византийскому императору послами славянских певцов с
гуслями. Русские народные песни и пляски формируются в два цикла: один
– это песни и пляски, связанные с календарными обрядами (севом, жатвой
и др.), другой – с семейными обрядами (свадьбы, похороны). Более
индивидуализированы, распевны лирические песни. К эпохе Древней Руси
относятся героические былины, "славы", певшиеся князьям,
инструментальная музыка (дудки, рога, свирели, бубны, литавры).
С
принятием христианства, из Византии было заимствовано церковное пение
вместе со способом его записи – "знаменным" ("крюковым"). Знаки
указывали движение мелодии, ритм и длительность звучания; высота звука
стала обозначаться только с середины 17 столетия. Эволюция церковного
пения шла от речитатива к широкому, длительному распеву. В конце 17
века в Россию из Польши и Украины пришло "партесное пение"
(многоголосие, обычно от 3 до 12 голосов) с одновременным и
разновременным произнесением текста разными голосами. Крупным
мастером-композитором этого типа был москвич "государев дьяк" Василий
Титов, автор знаменитого "Многолетия". Со второй половины века
сочинялись многолосные песни – "канты" как религиозного, так и
светского содержания (в том числе любовные и шуточные). При Петре I
особенно популярны были канты-панегирики, воспевавшие успехи
государства, армии и флота.
С
18 века в России успешно утверждалась музыка европейского типа с нотной
записью. Создавались домашние оркестры и театры. Были особенно
знамениты крепостные театры Шереметевых и Воронцовых. С 1730-х годов в
Петербурге существовал придворный итальянский театр, для которого
работали такие композиторы, как Бальтассаре Галуппи и Доменико
Чимароза. В 1780 в Москве был основан первый в России музыкальный
Петровский театр. С 1783 года музыкальные спектакли ставились в
Петербурге в Каменном театре. Этому примеру последовали провинциальные
города. В 18 веке сложилась и русская композиторская школа, впитавшая
вольнолюбивые просветительские идеи, интерес к народной песне. Максим
Березовский и Дмитрий Бортнянский были блестящими оперными,
инструментальными композиторами. Евстигней Фомин прославился в жанре
"песенной" оперы на русские мотивы ("Ямщики на подставе" на текст Н.А.
Львова) и в жанре оперы-трагедии ("Орфей" на текст Я.Б. Княжнина).
Скрипиач-виртуоз Иван Хандошкин – автор очаровательно мелодичных сонат
и вариаций на русские народные темы. Осип Козловский завоевал
популярность патриотическими полонезами ("Гром победы, раздавайся!") и
"российскими песнями".
Открытие русской музыки 18 века стало событием недавних лет. Музыка 19
столетия известна гораздо больше. Она открывается романтическими и
патриотическими сочинениями Алексея Верстовского (особенно популярна
была опера "Аскольдова могила" с ее мрачным таинственным образом
Древней Руси), проникновенными бытовыми романсами Алябьева, Варламова и
Гурилева. А.Алябьев , М. Глинка и А. Даргомыжский стали
основоположниками русской музыкальной классики. Сосланный в Сибирь А. Алябьев лишь недавно стал открыт для публики (знамениты его романсы "Соловей" на слова А.А. Дельвига, "Нищая" на слова П.-Ж. Беранже). Глинка стал знаменит благодаря чудесным романсам на стихи Пушкина
и Н. Кукольника, монументальным операм ("Жизнь за царя", "Руслан и
Людмила"), мелодичным симфоническим сочинениям ("Камаринская",
"Арагонская хота", "Ночь в Мадриде"), хотя богатство идей композитора
раскрыто больше в камерной музыке ("Патетическое трио", секстет). Даргомыжский больше тяготел к бытовым интонациям, народным мелодиям (опера "Русалка"), к выразительному речитативу (опера "Каменный гость") и даже к сатире (песни "Червяк", "Титулярный советник").
В
середине 19 века начался новый подъем музыкальной жизни в России:
сложились новые формы концертной деятельности, было образовано Русское
музыкальное общество (1859), регулярно проводившее циклы симфонических
и камерных концертов. Братья Антон и Николай Рубинштейнна
основе музыкальных классов основали Консерватории в Москве и
Петербурге. Центром музыкальной жизни стала "могучая кучка" – группа
радикальных молодых композиторов, поборников идей народности культуры,
художественной правды и общественного служения, - в ее состав входили
Милий Балакирев, Цезарь Ким, Николай Римский-Корсаков, Модест
Мусоргский, Александр Бородин. Мусоргский – революционер в музыке: его оперы-драмы "Борис Годунов"
и "Хованщина" поражают естественными интонациями речитатива в сочетании
с мощной песенной стихией: его музыка драматична, психологична и часто
отличается от острой характерностью (фортепианный цикл "Картинки с
выставки", романсы "Блоха", "Семинарист"). Музыка Бородина
более лирична, задушевна (опера "Князь Игорь", романсы "Для берегов
отчизны дальной", "Сказка темного леса", два квартета); подчас она
наделена буйной фантазией, неукротимым темпераментом ("Половецкие
пляски" в "Князе Игоре"). Оперы - сказки, былины, исторические драмы Римского-Корсакова("Снегурочка",
"Садко", "Царская невеста") отличаются яркостью, характерностью
звучания; оркестровая фантазия "Шехерезада", включаемые в оперы
"картины" ("Полет шмеля") удивляют колоритностью, яркостью впечатления.
В последних сочинениях ("Золотой петушок", "Пиковая дама")
многокрасочны, подчинены сложному симфоническому развитию, что
ощущается и в фантастических балетах ("Лебединое озеро", "Спящая
красавица", "Щелкунчик"), и в камерной музыке. Напряженным, трагическим
мироощущением проникнуты Пятая и Шестая симфонии, драматические
фантазии "Ромео и Джульетта", "Франческа да Римини"), а в концертах для
фортепиано и скрипки, в многочисленных и многообразных романсах
ощущается гордый творческий дух, идущий к цели через препятствия.
Вокруг
этого поразительно богатого идеями музыкального очага группировались
отнюдь не бездарные современники и последователи. Это
высокообразованный Александр Соколов, автор опер "Вражья сила",
"Рогнеда", Цезарь Кюи – автор нежных романсов, он же "важный генерал",
учивший наследника престола искусству фортификации. Александр Глазунов
,
автор многих симфоний, прославился романтическим балетом "Рогнеда";
Сергей Танеев, ученик Чайковского и глубокомысленный философ, известен
как знаток музыкальной формы; среди русских музыкантов 19 века можно
найти множество имен, достойных упоминания.
Эта высокая культура получила в 20 веке развитие в творчестве двух
лидеров, отразивших бурный пафос своей беспокойно эпохи – речь идет о Сергее Рахманинове,
великом пианисте, авторе импульсивных и эмоциональных концертов для
фортепиано и тонких "этюдов-картин" и об Александре Скрябине – чутком
мечтателе, воплотившим в музыке свои яркие, личностные фантазии.
Рядом с ними выступили экспериментаторы - основоположники музыки 20 века, - Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев
- не боявшиеся новых, резких, полных дикой энергии созвучий и тембров.
Сергей Дягилев привлек их к "русским сезонам" в Париже, и они ошеломили
Европу дерзким напором своих сочинений – Стравинский – балетами
"Петрушка" и "Весна священная", оперой "Мавра", Прокофьев – операми
"Любовь к трем апельсинам", "Огненный ангел", балетом "Сказка про
шута", оригинальными пьесами и концертами для фортепиано.
В первые годы советской власти параллельно продолжали развиваться как
традиционное, так и новаторское направления. К первому можно отнести Глазунова
, Рейнголда Глиэра
(автора балетов "Красный мак", "Медный всадник"), Михаила
Ипполитова-Иванова. Второе представлено творчеством "авангардистов" -
симфонисты Николай Мясковский, молодой Дмитрий Шостакович.
В 30-е годы советская власть ориентируется на "массовую культуру", и на
первые места выдвигаются авторы оптимистической хоровой песни –
Александр Александров, Исаак Дунаевский, Василий Соловьев-Седой.
Шостакович и вернувшийся из эмиграции Прокофьев подверглись опале.
Нормализация
музыкальной жизни во второй половине 20 века не только возвратила в
концертные залы классическую музыку эмигрантов и "диссидентов", но и
обнаружила новые поколения талантливых новаторов, как Георгий Свиридов,
Валерий Гаврилин, Родион Щедрин, и даже крайних авангардистов, таких,
как Альфред Шнитке, Софья Гайбадуллина, Эдисон Денисов.
|