В конце августа в Украину пожаловал культовый немецкий диджей Саша Ринг, более известный миру как Apparat.
30-летний берлинец, придумавший для своей музыки милое обозначение
«braindance» - звезда мелодичного европейского IDM, сочетающего в себе
как экспериментальную электронную музыку, так и современное
техно-звучание. @music не мог упустить шанса пообщаться с автором
одного из лучших электронных альбомов прошлого года. Конспект этого разговора – перед вами. - Саша,
насколько нам известно из твоих ранних интервью, ты был техно-диджеем и
активно участвовал в зарождении немецкой рейв-сцены... Как же начался
Apparat? Как ты переключился на такую мелодичную и романтическую музыку? -
Да, в молодости я предпочитал играть хард-техно. Это было сразу после
того, как разрушили Стену. Безумные рейвы, наркотики и все остальные
атрибуты ночной жизни просочились в Восточную Европу и года на два все
вокруг сошли с ума. Я жил одними только вечеринками где-то три года
подряд. Потом я переехал в Берлин. Этот город, можно сказать, был
столицей немецких рейвов, но к моменту моего переезда туда я уже
немного устал от них. Мне хотелось чего-то нового, и я начал
экспериментировать со звуком. У
меня не было конкретного плана – я не знал, чего я хочу, пока в один
прекрасный момент не записал мелодичный инструментальный трек и не
понял, что это именно то, что нужно. Сочинять такую музыку оказалось
сложнее, но намного интереснее. В конце концов, это засосало меня и я
начал делать именно такие, мелодичные и сложные вещи. Впрочем, немного
позже техно снова вернулось в мою жизнь (смеется). Я как бы
потерял его, а потом нашел опять. Постепенно техно вновь появилось в
моих сетах и сейчас я доволен этим равновесием. - Говоря
о твоих выступлениях... Ты известен тем, что стараешься работать на
сцене “вживую”. В электронном жанре достаточно музыкантов, которые
могут нажать кнопку на ноутбуке, закурить и лениво крутить ручки двух
эффектов, делая вид, что это и есть живое выступление. Это естественно
для тебя - выступать именно так, вживую, или просто другого способа
играть твою музыку нет? -
Ну, помимо сольных сетов я частенько играю вместе с группой. Группа -
это и есть саунд моих последних альбомов. Я пытался с самого начала
играть мелодичную музыку с помощью одного лэптопа, но мне это не
понравилось, потому что было ужасно скучно. Учитывая мое рейверское
прошлое, было вполне естественным внедрить в живые выступления жесткий
бит и попытаться не просто играть свою музыку, но играть с ней. Это
пришло не сразу, понадобилось целых четыре года, чтобы набраться опыта
и накопить материал. Сейчас в моих выступлениях ровно столько жестких
техно-элементов, сколько я вообще могу себе позволить выдать, не
искажая исходного посыла моей музыки. Дело
в том, что по большей части я занимаюсь музыкой для самого себя – чтобы
мне самому было весело. Если музыкант на сцене получает удовольствие –
значит, и публика наверняка будет танцевать, потому что настроение и
энергия диджея передается толпе. - Несколько
лет назад ты записался в студии легендарного британского диджея Джона
Пила. Немногие современные экспериментальные музыканты записывались у
него. Расскажи нам, как это случилось? -
Все очень просто. Наш лейбл рассылает промозаписи по всему миру и один
диск попал на английское Radio One. Я не знаю, кто именно услышал и
отобрал нашу запись - Джон или кто-то из сотрудников, но в конце концов
он пригласил нас к себе. На самом деле именно тогда я задумался над
необходимостью привлечения к работе других музыкантов. Я подумал: «Если
я пойду на сессию к Джону Пилу, в студию с сумасшедшей техникой и
самыми опытными техниками из тех, с кем мне до сих пор приходилось
сталкиваться, и просто воткну в розетку свой лэптоп – все это будет
довольно жалко». Поэтому я взял с собой ребят, которые играли на
струнных, взял вокалиста Реза О’Хару (Raz O'Hara) и это стало
поворотным моментом, полностью изменившим мой саунд. Надо
признаться, что мне очень понравилось работать с другими людьми. До
этого я не мог работать с сессионными музыкантами - я ведь начинал как
музыкант-одиночка, и мне было сложно говорить с другими людьми о
музыке. Это был очень важный урок. А сейчас я уже даже не вижу смысла
работать по-другому – настолько мне нравится работать в группе. Я
начинал с того, что наигрывал мелодии коллегам, и мы наталкивались на
стену непонимания, отсутствия общей платформы и видения. Когда я сумел
это преодолеть, моя музыка стала намного богаче. Потому что люди
приносят в нее свои собственные идеи и ощущения, и вместе мы находим
что-то новое. - А
кто те люди, с которыми ты играешь вживую? Откуда они? Есть некий миф,
что IDM-музыканты прекрасно находят общий язык с джазовыми музыкантами
и им очень хорошо играется вместе. -
В моем случае это не так. Джаз - это единственная музыка, с которой я
толком не могу найти общий язык. Да, есть очень хороший и качественный
джаз, но большая часть этой музыки сводится к демонстрации навыков и
умений музыканта – чем сложней и заковыристей, тем лучше. Мне это не
нравится, я предпочитаю умеренность и мягкость. Я в восторге от
музыкантов, которые могут подождать две минуты и сыграть три ноты - но
эти три ноты лягут идеально. Люди,
с которыми я играю - это Рез О’Хара, отличный соул-певец с большим
опытом в электронной музыке. Он поет на моем альбоме. А мой барабанщик
родом из моего родного города – причем интересно, что мы никогда не
пересекались на родине и впервые встретились в Барселоне. Обычно на
сцене только мы, всего три человека, но это уже очень круто для меня -
это моя первая настоящая живая группа. - В последние годы ты несколько раз сотрудничал с Ellen Allien (известная берлинская диджейка и продюсер.
– прим. ред.) и вместе у вас получился совершенно другой саунд. В
частности, альбом «Orchestra of Bubbles», признанный не только
поклонниками твоей музыки, но и любителями традиционного техно - это
дань твоему давнему увлечению этим стилем? Или совместная работа с
Эллен была запланирована именно такой? Как вообще музыка, которую ты
слушаешь, и работа с другими людьми влияет на то, что ты делаешь? -
Когда ты проводишь много времени в студии с другим музыкантом, тебе
приходят в голову новые идеи, которые меняют тебя. Конечно, работа с
Эллен немного изменила мой подход к музыке, но вообще-то я всегда
стремлюсь меняться, развиваться и находить что-то новое в музыке. Я
никогда бы не смог записать второй «Duplex» (альбом Apparat 2003-го года. – прим. ред.), потому что я его уже однажды записал. Так
или иначе, на меня влияет и музыка, которую я слушаю. А люблю я
совершенно разную музыку, поэтому каждый мой трек звучит совершенно
иначе, чем предыдущий. Для своего прошлогоднего альбома «Walls» я
написал порядка 80 зарисовок. Написал и не знал, что с ними делать –
мне казалось, что из этого никогда не составить цельный альбом, так как
все треки звучали совершенно по-разному. Слава богу, мне помог мой
менеджер, который прослушал записи и просто сказал: «Бери вот эту, эту
и эту». Вот так мы пришли к тому содержимому альбома, которое вы
слышали. Но я очень рад, что у меня получилось записать такой
разношерстный массив - от электронного рока до мягкого эмбиента с техно
посередине. А что с ним делать – это уже вопрос второй (смеется). Кстати,
сейчас я собираюсь поработать с моим другом Modeselektor над нашим
общим альбомом, и я думаю, что Apparat ждут очередные изменения. Мы
давно дружим и несколько раз импровизировали вместе, поэтому я уже
знаю, что меня ожидает множество новых открытий. - Отвлекаясь
от того, чем ты занимаешься сейчас - ты помнишь тот момент, когда
осознал, что всю оставшуюся жизнь будешь заниматься музыкой и больше
ничего тебе не нужно? -
Я прекрасно помню этот день! Да, я играл музыку большую часть своей
жизни, но когда переехал в Берлин, мне пришлось столкнуться с рядом
жизненных проблем. Берлин - один из наиболее удобных городов для
музыканта, инфраструктура и возможности этого города позволяют не
только выживать, но и жить. Но все это – только если у тебя есть альбом
или хит, который у всех на слуху. У меня же не было ничего, никто не
приглашал меня выступать. На протяжении трех лет я то и дело
задумывался - может быть, стоит вернуться к прошлой жизни? Я по
профессии графический дизайнер и у меня были кое-какие перспективы в
этой области. Однажды меня сильно достало все, что происходило с моей
музыкой и моей жизнью, и я действительно начал искать работу в
дизайнерской сфере. Я обратился в несколько компаний и уже в процессе
общения с ними понял, что не хочу быть дизайнером. Сидя за столом с
контрактом, который нужно было просто подписать и тем самым навсегда
изменить свою жизнь, я внезапно решил - нет, это не мое, я буду
заниматься музыкой. И с этого момента сомнения оставили меня. Думаю,
мне просто нужно было увидеть другие возможности и понять, что же на
самом деле является важным для меня – пусть и достичь этого будет
сложно. В начале карьеры мне было очень нелегко, и прошло довольно
много времени, пока все наладилось. В конце концов, мы сидим и разговариваем здесь, в Киеве, а не в Берлине. И уж не в Квитлеборге, городе, где я родился... (смеется). Никто даже не представляет себе, где это! - Твоя
музыка очень эмоциональна, она вызывает довольно бурную реакцию у
зрителей. Большинство музыкантов признается, что за пару минут до
выхода на сцену испытывает настоящий приступ паники – а как ты себя
чувствуешь в этот момент? -
За 15 минут до выхода на сцену я абсолютно уверен в себе. «Это легко, я
отыграю крутейший сет», - говорю я себе. А вот за первые 10 минут
выступления ты или теряешь весь апломб, или получаешь еще больше
уверенности в себе. Это зависит от целого ряда разных факторов - звука
в зале, реакции публики и так далее. Я очень легко завожусь, цепляю
волну эмоции и она захлестывает меня самого. Я эмоционально
нестабильный человек и бывает так, что в один момент я абсолютно уверен
в себе и чувствую себя замечательно, а в следующую секунду я уже думаю,
что мне не стоило вообще выходить на сцену. Это тяжело, но с годами я
чувствую себя все уверенней и понимаю, что и как нужно делать, чтобы и
мне, и публике было хорошо. Когда
я только начинал играть с группой, эта идея была для меня абсолютно
новой и я сильно нервничал, хотя к тому времени мои собственные
выступления давались мне довольно легко. Я бы даже сказал, что дело не
в нервах - периодически наступает какой-то неправильный «режим
существования», и в этом состоянии выступление дается очень тяжело.
После того, как я отыграл первые десять концертов с группой, я начал
думать, что уже ничего не сможет меня испугать. Что же, посмотрим, что
я еще себе придумаю – возможно, меня ждут новые испытания. Но я
надеюсь, что эти испытания принесут и новые решения – в частности, как
оформлять и исполнять то, что я слышу в своей голове.
|