Среда, 08.05.2024, 16:41 Приветствую Вас Гость |
|
Главная » 2009 » Апрель » 3 » Особенности русского R’n’B
18:40 Особенности русского R’n’B |
Он учит бунтарей-спорщиков, что жизнь — ухабистая дорога. Успех — синоним выживания, счастье — форма выносливости
© pavelvolia.com
Павел Воля в фильме «Платон»
У русского рэпа и R’n’B
непростая жизнь. Главные на сегодняшний день американские музыкальные
жанры не всегда выживают при пересадке на иноземную почву: России
придется преодолеть множество препятствий, чтобы стать для них уютной
новой родиной. Повести из уличной жизни Нью-Йорка или Лос-Анджелеса
чаще всего настолько пропитаны местным колоритом, что не выдерживают
нового прочтения в другой стране; они гордо прославляют тот или иной
почтовый индекс или рассказывают суровые истории о криминальной
ситуации в том или ином районе, не более того. Брать эти
предназначенные для внутреннего употребления метафоры и придавать им
вид якобы универсального опыта, стоящего выше этнических особенностей,
рискованное занятие.
Еще одна проблема связана с другой крайностью рэпа и (или) R’n’B
— его мажорной стороной, которая легко поддается передразниванию.
Недавний московский нефтяной декаданс мог бы стать подходящим
контекстом для гламурного R’n’B, но для большей части России все это выглядело весьма и весьма странно. Возможно, соблазнительно, но странно.
Возьмем, к примеру, двадцатый юбилейный компакт-диск из R’n’B-серии XXXL, выпущенный московской продюсерской компанией «Монолит».
Первые компакт-диски в этой серии были заполнены по большей части
невесть чем; но теперь, когда «Монолит» вложил массу времени и усилий в
жанр «аренби», удачно прижившийся на ТВ, на дисках XXXL стало значительно больше известных треков.
И,
ей-богу, перед нами потенциально крупный рынок, невзирая на
вышеперечисленные проблемы. Если прогуляться по крупнейшим и наименее
разборчивым музыкальным порталам, типа music.lib.ru,
мы обнаружим десятки тысяч рэперов не старше тринадцати лет. Это почти
исключительно мальчишки, и своими тонкими мальчишескими голосами они
мелют вздор под несколько скачанных из сети фонограмм.
Фанатов у этого жанра, очевидно, пруд пруди, но что надеется им предложить R’n’B, транслируемый по телевидению и радио в самое удобное время?
© boombox.msk.ru
Один из ключевых факторов здесь — язык. Под языком мы подразумеваем
проблему ритма: почти три четверти слов в типичной англоязычной беседе
односложны. В русском же средняя длина слова два-три слога. Это
означает, что по большей части энергичный и напористый английский рэп в
русском варианте звучит игриво, почти в разговорном стиле. Это, похоже,
влияет и на содержание текстов. На такую мысль наводит самый первый
трек на диске — детище раскрученного украинского ансамбля «Бумбокс». Их бессвязный, проборматываемый заплетающимся языком рэп вписывается в категорию, которую сами они обозвали «жлоб-роком».
Они мешковато одеты и готовы сутулиться.
© boombox.msk.ru
«Бумбокс» предлагают нашему вниманию неряшливый (что соответствует их
образу) трек, который называется «Та, что». Он повествует о том, как
молодому человеку приходится держаться на плаву, после того как девушка
раз и навсегда исчезла из его жизни.
Как-то надо же жить — хлеб жевать, воду пить,
Болеть, глотать драже, комментить твой ЖЖ,
Настроение держать на восьмом этаже.
Эта история не тянет на забористый криминальный эпос. В том же стоическом духе выступает Павел Воля, известный как телеведущий и комедиант.
© pavelvolia.com
Трудно вообразить себе две другие медиапрофессии, которые меньше
подходили бы для начинающего американского рэпера: уют телешоу,
транслируемых по ТВ в прайм-тайм, сводит на нет ауру драматической
сексуальности, а если человек зарабатывает на жизнь шутками, ему куда
как непросто будет продавать правдивые уличные истории!
Воля
взвешивает за и против всевозможных крайностей биографии молодого
человека, от нежданного богатства до преждевременного взросления,
семейной ответственности и студенческой нищеты. В конце песни,
рассмотрев возможные жребии, он заявляет: «И не важно, кто я сам, не
важно, кто вы сами. Главное, что эта песня нравится моей маме».
Дом
— фактор поважнее любой жизненной траектории, ведущей к успеху или
провалу. Прошлое, заложенное в основании судьбы, перевешивает будущее. Вновь перед нами история испытаний и злоключений. Жизнь нужно перетерпеть, а не вылепить уверенной рукой по нужному тебе образцу.
В некоторых статьях, посвященных нашему следующему, менее известному
персонажу, который выступает под псевдонимом Джи Вилкс, встречались
утверждения, что нынешним рэперам следует «отвечать за свои слова»,
подобно бардам 1960-х. Это интересная параллель. Каким бы странным это
ни казалось, эти самые барды, возможно, самый логичный
(логоцентричный!) аналог нынешним рэперам, хотя многие таланты и
поклонники жанра ужаснулись бы такому предположению.
Вилкс
предъявляет притязания на интеллигентское наследие ученого лиризма.
Свой стиль он называет «взрослым R’n’B» — мелодичным, страстным и
совсем не вульгарным.
Хотя эти комментарии можно приписать излишней скромности Вилкса во время телевизионных интервью, здесь подчеркивается идея, что R’n’B
такого рода стремится к чему-то, что расценивается как «мудрость». Джи
Вилкс силится найти ответы на экзистенциальные вопросы;
в нем нет вульгарной самоуверенности, присущей большинству американских исполнителей R’n’B, которые находят выход в агрессивном женоненавистничестве.
Раз
мы заговорили о женщинах, стоит упомянуть одну из исполнительниц на
этом сборнике. Не обязательно проводить много времени на российских
любительских рэп-порталах, чтобы понять, что девушкам очень трудно
добиться признания в качестве молодых исполнительниц. Большинство
женских R’n’B-групп сталкиваются с теми же предрассудками, пока
не взрослеют. После чего их начинают рассматривать скорее с
сексуальной, нежели с музыкальной точки зрения. Иными словами, всё
играет против них.
Одна из лучших женщин-исполнительниц на XXXL 20 (само название альбома носит отчетливо порнографический подтекст) — Кнара, чье полное имя звучит как Кнара Михайловна.
Сделав шаг в сторону от танцев у шеста и других визуальных клише женского R’n’B,
посмотрим, как именно лейбл «Монолит» рекламирует эту девушку. Лейбл
уравнивает ее в правах с мужчинами, но наделяет невнятным
мировоззрением. Заявленный в ее песнях взгляд на вещи очень похож на
то, что мы слышали от ее компаньонов-мужчин. Все эти исполнители
озвучивают сходную философию.
Кнара, родившаяся в Ташкенте
(Узбекистан) 28 лет назад, «как и все советские девочки, ходила в
школу, но очень любила спорить и была одной из главных нарушительниц
спокойствия.
Однако она с самого детства знала, что станет певицей… будучи младшей
дочерью в семье, она была слегка избалована отцовским вниманием, но
всегда осознавала, что в жизни всего приходится добиваться собственными
усилиями, а не ждать, пока манна упадет с неба».
Видимо,
«острый, бунтарский» рэп в России постигла именно такая судьба. В самых
его распространенных и популярных формах он учит не самоуверенности и
неповиновению, как в Америке, но чему-то прямо противоположному. Он
учит бунтарей-спорщиков, что жизнь — ухабистая дорога. Успех — синоним
выживания, счастье — форма выносливости.
Кнара уже сейчас выглядит усталой.
Оригинал статьи
|
Категория: Статьи |
Просмотров: 625 |
Добавил: worldmusica
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Обучение |
|
|