Среда, 08.05.2024, 12:50
Приветствую Вас Гость
WORLD MUSIC
РЕКЛАМА




Главная » 2009 » Апрель » 22 » ФЕСТИВАЛЬ : СКИФ как инъекция реальности
20:15
ФЕСТИВАЛЬ : СКИФ как инъекция реальности

Международный фестиваль современного искусства СКИФ ежегодно становится одним из крупнейших культурных событий в жизни Петербурга и всей России. СКИФ-13 пройдет с 23 по 25 апреля 2009 года в Центре современного искусства. Мы решили побеседовать с продюсером и директором СКИФа Анастасией Курехиной и известным контрабасистом (в прошлом - одним из координаторов СКИФа) Дмитрием Каховским.

Звуки.Ru: Как Вам кажется - то, что происходит с фестивалем СКИФ - это эволюция, деградация или, может, просто некое непредсказуемое брожение?
Анастасия Курехина: За эти годы я поняла, что фестиваль живет своей жизнью и не слишком зависит от тех, кто занимается финансированием, подбором артистов и остальными вещами. Потому что так сложилось, что в эти апрельские даты должны съехаться очень известные и совсем не известные музыканты, и состоится рождение такого живого организма, нового объекта. Фестиваль изначально планировался как мультикультурный и междисциплинарный. С точки зрения зрителя, здесь зависит от того, кто на что хочет попасть и кто на что сможет. Нас часто критиковали за разброд и шатание в расписании, но сейчас почти каждый сет начинается вовремя. Вот только выяснилось, что сама публика неорганизованная, и большая часть приходит уже ближе к полуночи. Мало кто выдерживает три дня такого марафона, и мы сделали теперь два основных дня плюс день с видео- и кинопрограммой.

Звуки.Ru: Настя, а что влияет на успех фестиваля?
Анастасия Курехина: Могут сработать самые разные факторы - помещение, например. Сейчас в Центре очень хороший звук, большой зал, а в следующем году мы хотим провести реконструкцию, чтобы создать здесь новую площадку-трансформер. Многие говорят, что СКИФы, которые проходили в ЛДМ, затем в Балтдоме, и теперь вот в Центре современного искусства, очень отличаются. Пространство тоже вносит свой вклад в атмосферу, и каждый раз получается интересно. В целом можно сказать, что мы взяли такую планку по количеству и качеству музыкантов, что от этого уже не отказаться.
Дмитрий Каховский: СКИФ - это особый жанр олимпийских игр гладиаторов. Это формулировка достаточно образна, но мне это видится именно так. Олимпийские - по значимости фестиваля, по международному резонансу (в среде людей, занимающихся экспериментальным искусством). А люди, которые сюда приезжают, уже сформировали скифовский контекст. То есть формально подобного фестиваля не только в России, но и в Европе, нет. Я имею в виду масштаб, количество участников, качество музыки и уровень бессознательного, которое здесь проявляется. Мне неизвестны никакие структуры, занимающиеся экспортом команд такого формата за рубеж. В основном вывозят русский рок, советскую и современную эстраду и так далее. И для русских участников, многим из которых не с чем сравнивать (каждый год на СКИФ приглашаются совсем молодые перспективные проекты), фестиваль по сути растягивается на целый год. Безотносительно того, как к нему относятся сами исполнители и критики. То есть это явление, выходящее за свой чисто музыкальный контекст. Я имею в виду особое послевкусие СКИФа и еще то, я назвал бы это "инъекцией реальности". Потому как многие творческие люди живут в виртуальном мире мифов, а СКИФ - это очень жесткая реальность и испытание.

Звуки.Ru:Как проходили СКИФы в Америке и Германии? Можно ли назвать СКИФ сугубо питерским явлением?
Анастасия: Изобретателем СКИФа был Борис Райскин, участник курехинской Поп-механики. Благодаря своей бешеной энергии он это и организовал, и первые два фестиваля прошли в Нью-Йорке. А потом был год культуры России в Германии, и немцы сами сказали, что им не нужен только Мариинский театр и классика - им нужна современная музыка. Там все прошло здорово, в отличном центре, созданном на месте старой пивной фабрики. Масса залов, отличный звук, много места, в том числе и для уличных музыкантов. Из наших ездили и Аукцыон с Хвостенко, и Владимир Волков, из зарубежных John Cale, Fred Frith, Holger Czukay. Но я надеюсь, что это не останется разовыми акциями, сейчас мы планируем СКИФы в Париже, Лондоне и Майями.
Дмитрий: Это были проекты, проходившие по желанию обеих сторон. Я был на Берлинском СКИФе. Это было не похоже на российский вариант, потому что немецкая собранность и педантичность обеспечили такую организацию и дисциплину, что это стало своего рода медвежьей услугой для многих наших коллективов. Некоторые сыграли формально, выпав из сферы своего привычного существования. Кроме того, я пришел к выводу, что по-настоящему СКИФ можно проводить только в Петербурге. Все попытки перенести такое безумие на иную почву, как правило, неубедительны. И в хорошем, и в плохом смысле - это вид творческого безумия, существующего только у нас.
Скажем, я наблюдал фестивали, проходящие в Москве. Но все же существуют московская и петербургская реальности. Они проявляются и в саунде, и в менеджменте, если мы говорим о музыке и фестивалях такого плана. Различия существенны, и для меня в московской атмосфере остается что-то непонятое и непринятое. Странно, Москва вроде должна быть более корневым городом, но в Петербурге это как-то более ярко выражено - не на уровне деклараций, а на уровне чувствования. То есть мне кажется, что петербургская сцена более русская, более первичная. Она более аморфная, но при этом более аутентичная. И если ты хочешь узнать русскую музыку, надо ехать в Петербург. Дело не в стилях, а в духе, объединяющем весьма разные сферы: оперу, театр, экспериментальную сцену. И эта самая музыкальная андеграундная сфера очень мала, это всего-то человек сорок, для огромного нашего города это, конечно, мизер, но именно усилиями этих людей что-то вообще происходит.

Звуки.Ru: Какие выступления на предыдущих СКИФах вам больше всего запомнились?
Анастасия: Многие участники поразили своей отвязностью и новым классным мышлением, например, Ben Frost - просто волшебник, группа ZU очень запомнилась. А вообще у меня многие впечатления смешалось, так как из СКИФа выросли еще два фестиваля - Этно-Механика и Электро-Механика, и многих артистов, которых не удается привезти на СКИФ, мы приглашаем туда.
Дмитрий: Их было много. Потом я же говорю - это фестиваль, на который приезжают люди со всей России и из других стран, а сам СКИФ опутывает собой целый город. Вот, например, несколько лет назад в рамках фестиваля выступал известнейший японский музыкант Otomo Yoshihide, и помимо СКИФской сцены, он играл еще в одном джазовом петербургском клубе. Сначала на вертушках, потом взял гитару и стал шуметь ей, бросая на пол. Затем достал свой член и стал им играть на гитаре. Это было весьма интересно и одновременно забавно:

Звуки.Ru: На последних СКИФах мне понравились сеты Felix Kubin, David Chazam, Jean Jacques Perrey, Radian, Волшебной Одноклеточной Музыки, других исполнителей. От следующего фестиваля каких открытий ты ждешь?
Анастасия: Мы давно списывались с японской авант-хардкор-группой Zeni Geva, и вот, наконец, они приедут. Будет KK Null, будет легендарный барабанщик Яки Либерцайт (Jaki Liebezeit). А вообще всегда бывают самые неожиданные сюрпризы. СКИФ всегда будет интересен тем, кто слушает что-то кроме попсы. Главное для меня - чтобы случилось не просто мероприятие, а праздник, и, к счастью, это получается.
Дмитрий: Я всегда жду открытий, и они каждый раз случаются. Это уже целая структура, целая резервация. И есть закономерность - даже если не будет никаких хэдлайнеров, безумие состоится.

 Алексей СТАВИЦКИЙ (ЗВУКИ РУ)



Категория: Интервью... | Просмотров: 798 | Добавил: worldmusica | Рейтинг: 0.0/0
В Закладки
Обсудить
Обсудить на Форуме!
Категории раздела
Культ.Новости [43] Скачать бесплатно [3]
Обсудить на форуме [14] Муз.обзоры [110]
Интервью... [43] Это интересно! [17]
Муз.календарь [16] Статьи [42]
Админ-Инфо. [2] Информационные партнеры [0]
Здесь размещаются рекламные статьи наших информационных партнеров.
Поиск
Вход на сайт
Статистика
Обучение
Карта сайта Техничка © 2008-2024 |