New York Dolls. Фото с официального сайта группыОбзор аудиодисков В майском выпуске Лента.Ру оценивает новый альбом
ветеранов глэм-рока New York Dolls, второй сольник экс-лидера Pulp
Джарвиса Кокера, свежие диски американской певицы Тори Эймос и
украинской группы Lюk, а также пятую пластинку уфимского коллектива
Lumen.
New York Dolls – Cause I Sez SoИстория
группы New York Dolls достойна отдельного места в рок-энциклопедиях.
Коллектив, основанный еще в 1971 году, как явствует из названия, в
Нью-Йорке, формально всю свою жизнь занимался глэмом, но фактически
может считаться одним из провозвестников панка. Вместе с MC5, Игги
Попом и The Stooges "куклы" играли настоящий "протопанк", который во
второй половине 1970-х годов вдохновил целое поколение музыкантов.
Самым преданным поклонником New York Dolls был и остается Стивен Патрик
Моррисси: бывший вокалист The Smiths даже возглавлял один из фан-клубов
коллектива. Кроме него в любви к группе признавались многие другие
исполнители, однако ж массовой славой New York Dolls остались явно
обделенными. В 1977 году, выпустив всего две пластинки, команда
распалась.
Неожиданное второе дыхание у доживших до седин участников группы
открылось в 2004 году. Опять же не обошлось без Моррисси, который
уговорил свою любимую группу выступить на курируемом им фестивале
Meltdown в Лондоне. До реюниона дожили только трое из оригинального
состава: вокалист Дэвид Йохансен, гитарист Сильвиан Сильвиан и басист
Артур Кейн. Последний вскоре после концерта скончался, а двое остальных
отправились в студию писать новый альбом.
Похоже, что главная веха в истории New York Dolls только тогда
и началась. В 2006 году коллектив выдал отличный диск "One Day It Will
Please Us to Remember Even This"; спустя три года музыканты вновь
положили всех на лопатки пластинкой "Cause I Sez So". В дюжину новых
боевиков затесались кавер на самих себя с налетом регги ("Trash"), а
также своеобразный привет Анастасии Приходько ("Drowning"), в припеве
которого также надрывно поется "Мамо".
На "Cause I Sez So" Йохансен и Сильвиан, даром, что каждому под 60,
выдали настоящий, первородный рок-н-ролл, который по статусу положено
играть, например, The Rolling Stones, но который нынешним Джаггеру и
Ричардсу уже только во снах снится.
Неужели время над ними не властно?!
Jarvis Cocker – Further ComplicationsНеутомимый
эксцентрик Джарвис Кокер, бывший фронтмен культовой брит-поп конторы
Pulp, испытывает "дальнейшие осложнения" своей гениальности: читает на
концертах лекции о стихосложении, пишет музыку для детских фильмов,
превращает себя в выставку в парижской галерее и, наконец, неожиданно
мнит себя панком.
Последнее относится к свежему, второму сольному альбому Кокера
"Further Complications", сотворенному совместно с таким же немного
тронутым (читай: гениальным) продюсером Стивом Альбини. Променяв образ
потрепанного интеллигента на замашки рок-героя, Джарвис отвернул от
себя некоторых ретроградных поклонников и озадаченных критиков, но явил
новую грань своего таланта, что куда важнее и ценнее.
Музыкант с завидной легкостью выдает то что-то из Pixies, то из
Курта Кобейна (Альбини здесь, конечно, сыграл не последнюю роль, ведь
именно он продюсировал классические "Surfer Rosa" Pixies и "In Utero"
Nirvana), то вообще из Rage Against the Machine ("Fuckingsong"). Но
игра в псевдо-грандж – это только вершина айсберга. На "Further
Complications" можно расслышать массу иных вещей: и баллады, и
глэм-рок, и задор раннего Дэвида Боуи, и простоту и минимализм Лу Рида
с The Velvet Underground. А эпилогом "осложнений" выступает и вовсе
девятиминутное "диско" "You're In My Eyes". Просто праздник какой-то!
Lюk – Мамина юностьХарьковский
квинтет Lюк во главе с солисткой Олей Герасимовой впорхнул в российский
шоу-бизнес на волне массового успеха своих земляков из 5'nizza.
Вокалист последних Андрей "Sun" Запорожец, начинавший творческую
деятельность именно с Lюk, в 2004-м поучаствовал в записи их альбома
"Lemon", что обеспечило необходимое и заслуженное внимание к
коллективу. В конечном итоге 5'nizza канула в Лету, распавшись на два
проекта, а Lюk остался и продолжает культивировать свою странную, но
очаровательную смесь из easy listening и поп-рока, спетую на
украинском, русском и французском языках.
Четвертая пластинка группы не сворачивает с проторенной колеи,
разве что крен в сторону поп-рока стал чуть сильнее. Это неплохо;
шлягеров стало даже больше чем обычно: сходу можно выделить такие
треки, как "Нафта", "Олени", "Дама из Праги", "Друг", "Время внутри"
(последняя неуловимо чем-то напоминает Coldplay).
Главное же, чем примечательна "Мамина юность", это очередным сотрудничеством, на этот раз с Антоном Слепаковым, лидером "…и Друг Мой Грузовик",
лучшей современной группы Украины на вкус вашего автора. При участии
Антона родился главный хит диска – "Митхун Чакраборти", шуточное, но
трогательное посвящение культовому болливудскому актеру.
Ведущие московские радиостанции уже проигнорировали "Митхуна",
не взяв песню в ротацию, и таким образом лишили Lюk доступа к широким
массам и обрекли группу прозябать на клубном уровне. Что ж, это даже к
лучшему: именно в клубах все самое интересное в современной музыке и
происходит.
Tori Amos – Abnormally Attracted to SinСамая
эмоциональная пианистка современного альтернативного рока Тори Эймос на
двадцатом году своей музыкальной карьеры стала независимой артисткой и
пустилась в исследование природы греха. Эта тема не на шутку вдохновила
певицу: на десятый студийный альбом Тори Эймос, в заглавии которого она
признается в нездоровом влечении к предмету разговора, попали аж 17
новых композиций; еще чуть-чуть и диск пришлось бы делать двойным.
Вдохновение вдохновением, но следует признать, что Тори
несколько увлеклась своими экспериментами над грехом – не каждый
способен выдержать 72 минуты этих трелей, в основном прекрасных, но
временами приторных. Для нетерпеливых выделим обязательные пункты
программы: "Welcome to England" (первый сингл с альбома), "Maybe
California", "Police Me", "That Guy" и "500 Miles". Впрочем, каждый
обязательно найдет на диске еще что-нибудь по вкусу.
Самое приятное, что в музыкальном плане в противовес своим
последним работам на "Abnormally Attracted to Sin" Тори Эймос в общем и
целом возвращается к корням. Откровенно говоря, в случае с Тори никаких
экспериментов не хочется: пусть так и остается верна выбранному амплуа
"женщины, которая поет и подыгрывает себе на фортепиано".
Lumen – МирЕсли
вы еще ничего не слышали об уфимской группе Lumen, то лучше бы вам быть
в курсе: группа семимильными шагами метит на роль голоса нового
поколения россиян, и неровен час, вы обнаружите их песни в плеерах
ваших домашних, что помладше.
Выстрелив в 2002 году на "Нашем Радио" хитом о басисте Sex
Pistols и его подружке "Сид и Нэнси", Lumen без особой медийной
поддержки последовательно и методично брали площадку за площадкой,
город за городом (аналогичным образом к широким массам прорвались
"Король и шут" и Amatory), пока не добрались до святая святых русского
рока (а именно по этому ведомству в конечном счете можно проводить
коллектив, если отбросить налет тяжелых стилей) ДК Горбунова в Москве.
Там с аншлагом и был презентован новый, пятый альбом земляков ДДТ и
Земфиры "Мир".
Секрет успеха Lumen довольно прост: разговор с молодежью на
волнующие ее проблемы (любовь, протест против старшего поколения,
жестокость и несправедливость современного общества,
неудовлетворенность окружающим миром и своим местом в нем) ведется
доступным для нее языком. Жаль, что художественные средства весьма
однообразны: структура песен "Мира" редко выбивается из формулы
"спокойный куплет – шумный припев", а тексты зачастую грешат
графоманством. Хочется надеяться, что наша молодежь заслуживает
большего.
Александр Филимонов
|