Музыка
сопровождает каждую нашу жизненную веху - от присвоения ребенку имени до женитьбы
и поминальной службы. Она есть у всех народностей на земле. Но записана ли она
в мозгах или в генах?
Войдя в лабораторию психолога Сандры Трехаб (SandraTrehab), вы попадаете в весьма
необычную обстановку. Стены лаборатории разрисованы под тропический лес в дождь
- буйство пурпурных цветов, сочных зеленых папоротников, громадные бабочки и
жуки. Не хватает только крика попугаев. Вместо этого лабораторию наполняют крики
детей. Все это вместе, - тропический лес, дети, разбросанные по полу телепузики,
игрушечные грузовики и книжки с картинками, приобретает смысл, когда вы узнаете
что в этой лаборатории хотят через изучение психологии детей понять биологические
корни музыки.
Тысячи людей за последние 25 лет прошли через эту эти исследования в Университете
Торонто, и каждый из них получил диплом "за вклад в развитие науки и понимание
развития детей". Здесь Трехаб наблюдала за родителями, поющими песни своим зачарованно
слушающим детям. Здесь она изучала историю и универсализм колыбельных (они звучат
примерно одинаково во всем мире). Здесь она обнаружила силу пения (оно уменьшает
уровень гормона стресса у детей).
Вот пример одного из экспериментов. Рыжеволосый восьмимесячный крепыш, сидящий
на коленях у матери в звуконепроницаемой кабине, заворожено наблюдает за пушистой
игрушкой, которой улыбающаяся женщина размахивает перед его лицом. Из динамика
в углу доносится короткая повторяющаяся мелодия в мажорной тональности (до ре
ми фа соль ля си до). Вначале кажется, что ребенок ее не замечает. Но вот в
мелодию вторгается неправильная нота -из другой тональности, и ребенок тут же
поворачивает голову к динамику. Это повторяется всякий раз при проигрывании
неправильной ноты.
Некоторые могут возразить, что ребенок с рождения заучивает ноты, характерные
для западной музыки. Но второй эксперимент отбрасывает эти возражения. На этот
раз проигрываемая мелодия построена на придуманном музыкальном ряде, нехарактерном
для западной музыки. Не смотря на это, дети замечали неправильные ноты даже
лучше, чем взрослые. "Я убеждена, что существует биологическая основа для этих
способностей у детей", - говорит Трехаб.
Ребенок, о котором
лучше заботятся, с большей вероятностью выживет в зрелом возрасте и имеет лучшие
шансы на размножение. И это приводит к вопросу, который напряженно обсуждается
эволюционными биологами, психологами, и нейробиологами. Если способность оценивать
музыку "зашита в мозгах", значит, способность к продуцированию музыки развилась
по
... Читать дальше »
Почему The Beach Boys не смогли выступить в 1978 году
на Дворцовой площади
Режиссер Евгений Татарский: «Я должен был совместно с английским режиссером снимать фильм, в который
входил этот концерт. Были приглашены Карлос Сантана и The Beach Boys, а с
нашей стороны - «Песняры» и Алла Пугачева. Один из героев фильма - западный
музыкант с русскими корнями, у которого на фоне концерта происходят различные жизненные
перипетии. Почему все отменили - загадка. Но я догадываюсь. Оказалось, что основной
спонсор фильма - американская электронная компания, делавшая «начинку» для спутников,
в том числе и для шпионских, которые летали над Советским Союзом. Это очень сильно
не понравилось чиновникам в МИДе: «Что такое? Какой кинопроект? Почему? Зачем?»
И когда прошло сообщение ТАСС о том, что 4 июля на Дворцовой площади состоится концерт,
все всполошились. Моментально свернули все съемки, на следующее утро сняли с должности
директора «Ленфильма», а еще через несколько дней - директора «Совинфильма» в Москве,
через которого шли все совместные проекты».
Продюсеры нового биографического фильма о
Джоне Ленноне, наверное, были весьма удивлены, когда в дверь вошел
вылитый бывший "битл".
Алан Своффер, профессиональный двойник
Леннона, был в числе участников кастинга на главную роль в фильме
"Nowhere Boy" ("Мальчик из ниоткуда"). Сценарий основан на книге
мемуаров сестры Джона Джулии Берд.
Книга Берд под названием
"Imagine This: Growing Up With My Brother John Lennon" ("Только
представьте: вырасти вместе с моим братом Джоном Ленноном").
Своффер уже ранее исполнял роль Леннона в фильме "Ограбление на Бейкер-стрит".
Рэпер 50 Сent возглавил список наиболее успешных
рэперов года, составленный известным деловым журналом "Форбс", отвоевав
это место у своего коллеги Jay-Z. По данным журнала, за последние 12 месяцев Кертис Джексон (настоящее имя 50 Cent) заработал 150 миллионов долларов, что почти вдвое больше того, что положил на свой счёт Jay-Z, пишет music.com.ua.
Основную часть доходов 50 Cent принесла продажа компании Coca-Cola
пакета акций Vitaminwater, полученных рэпером в качестве гонорара за
рекламу этого напитка. Кроме того, казну музыканта регулярно пополняют
доходы от деятельности его лейбла модной одежды, принадлежащего ему
рекординга G-Unit Records, авторские проценты от продаж альбомов и
различных рекламных контрактов.
Вторым в списке "Форбс" оказался Jay-Z. Его результат – 82 миллиона
долларов, которые были заработаны в период с сентября прошлого по
август сего года. В прошлом году знаменитый рэпер лидировал в рейтинге "Форбс" с 34 миллионами долларов.
Подняться на нынешний уровень Jay-Z позволил контракт с компанией Live
Nation, согласно которому музыкант получит за 10 лет 100 миллионов
долларов.
Также в пятёрке лидеров списка оказались Шон "Дидди" Комбс (35 миллионов долларов), Кэни Уэст (30 миллионов) и Тимоти "Тимбаланд" Мози (22 миллиона).
Подобный узкоспециализированный рейтинг впервые составлен "Форбс" в
2007-м году. Нынешняя десятка толстосумов повторяет прошлогоднюю – за
одним исключением: из неё пропал Эминем, место которого занял Тимбаланд.
ЮНЕСКО удостоила шотландский город Глазго звания "Город музыки". Выбор
ЮНЕСКО пал на Глазго, поскольку в городе каждую неделю в среднем
происходит более 100 музыкальных концертов в самых разных стилях и
направлениях. Здесь можно услышать не только современную и классическую
музыку, но и кельтские мелодии и традиционные народные композиции.
Шотландский мегаполис также является домом для Королевского
шотландского национального оркестра, Шотландской оперы и Шотландского
симфонического оркестра Би-Би-Си.
"Я убеждён, это начало богатого и плодотворного сотрудничества", - сказал на церемонии присуждения звания глава ЮНЕСКО Коитиро Мацура.
Новый мировой статус отныне обязывает Глазго каждые два года
докладывать ЮНЕСКО о своих достижениях в области музыки. В шотландском
городе будет создан специальный комитет "Глазго - Город музыки", целью
которого станет поддержка местных музыкантов.
"Мы принимаем эту почётную награду от имени наших талантливых
музыкантов и композиторов. Именно благодаря им наш великий город теперь
всё время будет с гордостью носить почётное звание "Город музыки", -
отметил лорд-мэр Глазго Боб Винтер. Он добавил, что новый статус Глазго "обязательно отразится на воспитании новых талантов и поможет воплотить идеи музыкантов".
Почётного звания "Город музыки" до сих пор были удостоены только два
европейских города - испанская Севилья и итальянская Болонья. Теперь
шотландцы могут гордиться не только Эдинбургом, ставшим "Городом
литературы" ЮНЕСКО в 2004 году, но "Городом музыки" Глазго.
The Beach Boys
© Фото: www.rollingstone.com