Только ленивый не заметил, что на обложку своего 12-го
альбома "Sounds of the Universe" Depeche Mode поместили "карту
московского метрополитена". На этом, собственно, все занимательные
факты о свежей пластинке британских электронщиков и заканчиваются.
Просто очередной альбом Depeche Mode.
Конечно, выход каждого нового диска живых классиков синти-попа
– событие; и особенно в России, где мода на "депешей" носит повальный
характер еще с 1980-х, а в День Победы многие пьют за здоровье
именинника Дэйва Гаана, бессменного вокалиста DM. К тому же ожидание
студийных вестей от коллектива смерти подобно. С начала 1990-х годов
группа следует размеренной поступью Роберта Смита, выдавая, как и The
Cure, по альбому раз в четыре года.
С приходом нового тысячелетия Depeche Mode разительно
изменились. Нет, их фирменный стиль никуда не делся. Это внутреннее. На
смену бунтарству и бьющей через край энергии пришли спокойствие и
умиротворение. Юношеский максимализм сменился взрослой мудростью. На
музыке это сказалось не лучшим образом: композиции ощутимо замедлились,
упростились и пришли к общему знаменателю, став одной большой
убаюкивающей мантрой. И вот так, фланируя по наклонной, в 2009 году
Depeche Mode и вовсе впали в анабиоз.
Не хочется бросаться по поводу диска "Sounds of the Universe"
определениями вроде "худший альбом в истории Depeche Mode", дабы не
навлечь гнев "депешеманов" всея Руси, но предыдущим пластинкам группы
он, как ни крути, проигрывает.
К примеру, такого вялого старта как "In Chains" не знал еще ни
один альбом коллектива. Трек, по продолжительности как два
радиоформатных, открывают Мартин Гор и Энди Флэтчер, в течение минуты
настраивающие звучание своих синтезаторов. Видимо, это и символизирует
пресловутые "звуки вселенной". Но и дальше легче не становится. Эх, а
ведь были же раньше "открывашки", например, "Never Let Me Down Again",
"World in My Eyes" или "I Feel You", которые сходу били не в бровь, а в
глаз.
22 декабря 2008 года исследовательская компания Gartner распространила отчёт"Christmas 2008: The Last Year of the Retail CD",
в котором рекомендовала звукозаписывающей индустрии отказаться от
компакт-диска как основного источника денежных поступлений до Рождества
2009 г., т.к. упор на продажи CD мешает полноценному использованию
возможностей, предоставляемых он-лайн дистрибуцией музыки, и не
помогает вытеснению "пиратских" сервисов. По мнению аналитиков
"Гартнер", музыкальным лейблам следует в первую очередь заниматься
"цифровым" выпуском всех новых релизов и каталожных изданий, а в
вопросах производства CD перейти к "печати под заказ", что позволит
компаниям сократить издержки и расходы.
Прибыль от продаж CD на американском рынке (крупнейшем в мире) достигла
своего пика в 2000 году и с тех пор быстро снижается по всему миру: в
2007 году реализация "физических" носителей (CD, LP, DVD-A и т.д.) дала
в США 77% всех доходов звукозаписывающей индустрии, упав с 91% в году
2005-м. Он-лайн продажи, наоборот, постоянно растут несколько последних
лет.
"Реальность такова, что цифровые аборигены более заинтересованы в
удобстве и наличии выбора. Это не означает, что физические CD пропадут
совсем. Их можно использовать в качестве промо-инструментов, например,
продавая или раздавая бесплатно во время концертов." "Гартнер"
также рекомендовала индустрии не ограничивать способы, с помощью
которых цифровой контент распространяется, потребляется и
монетизируется.
Неизвестно, приняла ли музыкальная индустрия рекомендации аналитиков в
качестве руководства к действию, восприняла их просто как информацию к
размышлению или же совсем пропустила мимо ушей, но уже в первом квартале 2009 г.
продажи CD в США снизились на 20,3% до 70,5 миллионов экземпляров по
сравнению с 88,4 млн. за соответствующий квартал годом ранее. В то же
время продажи цифровых альбомов выросли на 23% до 19,3 миллионов с 15,7
млн. в первом квартале 2008 г. Продажи цифровых треков достигли к концу
квартала 329,5 миллионов единиц (рост на 17% по сравнению с 281,4 млн.
годом ранее). Продажи музыкальных альбомов уменьшились на 13,5% до 90,4
миллионов со 104,5 млн. в первом квартале 2008 года. А продажи альбомов
с учётом т.н. track equivalent albums (TEA), когда 10 цифровых
скачиваний треков приравниваются к одному альбому, снизились в Америке
на 7% до 123,4 миллионов со 132,7 млн. за аналогичный период годом
ранее.
В истории рока было много всякого, чего не
было в других историях. В основном
это касалось злоупотреблений возможностями организма и зачастую плачевно
заканчивалось. В промежутках отдельным рокерам удавалось сочинить нечто, изменившее
жизнь пары-тройки поколений. Однако ныне
в мире рока едва ли чем можно удивить перенасытившуюся публику. (разве что
Мэрилин Мэнсон (Marilyn Manson) прилюдно отгрызет себе хвост, и этим
займет заголовки на
пару дней.) Однако мир рока по прежнему цел, и удивительное - рядом с нами. Стоит
только взглянуть на дело чистым взглядом.
Всемирная гастроль Iron Maiden"Somewere Back In Time",
состоявшаяся в 2008 году, войдет в анналы по ряду причин. Первая -
это размах. Главная хэви-метал группа планеты посетила все обитаемые
континенты, где в 38 странах от Коста-Рики до США и от Австралии до Чили
обилетила около двух миллионов человек за 90 концертов. Вторая - это
ингредиенты. Концертная программа была составлена из лучших песен альбомов,
принесших Iron Maiden мировую известность: "The Number Of The
Beast", "Piece Of Mind" и "Powerslave", с
обязательными боевиками из "Somewhere In Time",
"Fear Of The Dark" и тремя композициями с последнего грандиозного
диска 80-х - "Seventh Son Of A Seventh Son". Что было как
двойной бурбон для нержавеющих металлических мачо после предыдущего турне, где
бесстрашная группа играла от корки до корки свой последний альбом, "A
Matter Of Life And Death", а матерые старые песни остались в том
количестве, про которое фанаты говорили "как украли". Наконец,
антураж сцены полностью воспроизводил декорации турне 84-85 гг. "World
Slavery Tour", ныне занесенного в корпус легенд. Однако винтажный вкус
уникальности этой рокенролльной вакханалии придавала ее организационная часть:
Iron Maiden покрыли все эти расстояния (50 тысяч миль, если быть точным) на
арендованном авиалайнере, "Боинге 757", командиром экипажа которого
был вокалист группы Брюс Дикинсон (Bruce Dickinson. Не каждый день
вокалист хэви-метал
группы сегодня сидит за штурвалом авиалайнера, а завтра поет разудалые песни
на радость многотысячной толпе. В том, чтобы
не умереть на третьем десятке от передоза или не
отстрелить себе башку в порыве подростковой депрессии, а дожив до пятидесяти,
сохранив в себе силы и пилотировать самолет, и носиться полтора часа по сцене как
зайчик, пожалуй, тоже есть свой особенный "рокенролл".
Первый отрезок этого "чкаловского" рок-турне, вместивший в себя 70000 км, пять
континентов, 13 стран "от Индии до Австралии, от Японии до Бразилии, о
... Читать дальше »