Именно тогда началось становление обновленного звукового имиджа
команды. А вскоре она стала обретать и "второе дыхание". В конце
1987-го состоялись десять триумфальных концертов группы в московском
концертно-спортивном комплексе "Олимпийский", которыми она протоптала
дорожку в Советский Союз для других западных рок-составов. Выступления
в Стране Советов сослужили "хипам" добрую службу. Ведь, по словам
Бокса, в родимой Британии некоторые в то время считали, что "Uriah
Heep" в полном составе покоятся на кладбище. Промоутеры стали наперебой
приглашать группу на гастроли, а ее выступление на Рэдингском фестивале
1988 года было признано одним из лучших. Появились и новые студийные
альбомы команды: "The Raging Silence" (1989), "Different World" (1991),
"Sea Of Light"(1995) и "Sonic Origami" (1998). Справедливости ради
стоит отметить, что вошедшие в них композиции все же не несут жар
творчества высшего порядка, чем отличались хиты "Uriah Heep" первой
половины 70-х.
А теперь разберемся: чем они легендарные и почему они "Uriah Heep".
Хочу сказать, что ничего хипового в 'Хипах' нет, название
позаимствовано из литературной классики, из романа Чарльза Диккенса
"Давид Копперфильд". Позвольте блеснуть ученостью и привести цитату:
"Он показал на Юрайю. Бледный, застигнутый врасплох, тот с яростью
сверкал глазами из какого-то угла. "Посмотрите на моего мучителя, --
продолжал мистер Уикфильд, -- из-за него я мало-помалу потерял свое
имя, репутацию, мир и покой, дом и семейный очаг. Взгляните на него,
поглядите -- что это за человек!" Конец цитаты. Другими словами Юрайа,
литературный персонаж -- человек подлый и расчетливый. Диккенс, этот
Достоевский английской жизни, каленым пером своим выжег в национальном
сознании образ бесхребетного подлеца. Трудно придумать для рок-группы
лучшее название -- оно сразу же вызывает доверие у всех двоечником мира!
Пару слов об имени диккенсовского персонажа. Хип -- это фамилия.
Подобно тому как принц Хамлет стал Гамлетом, а город Хэстингс стал
Гастингсом, в романе Юрайа Хип фигурирует как Урия Гип. Когда-то
Ломоносов Ньютона называл Невтоном. Это я к тому, что в переводе имен
-- тенденция к тому, как они звучат, а не как пишутся. Поэтому и
персонажа и группу мы с полным синтаксическим право можем называть так,
как они звучат на родном, английском -- 'Юрайа Хип'. Имя Юрайа --
библейское, ветхозаветное. В Библии такая цитата: "И пришел к нему Урия
и расспросил его Давид..." Ну, и так далее. В викторианской Англии
модно было заимствовать имена младенцев из библейских писаний. Впрочем,
и в России -- тоже, вспомните всех этих Аввакумов, Мафусаилов и
Авессаломов. Покончив с именем, перейдем к легенде "Uriah Heep",
которая начала складываться ровно 30 лет назад.
История "Uriah Heep" уходит корнями в далекий 1967 год, когда в
английском городке Уотамстоу 20-летний гитарист Мик Бокс собрал свою
первую группу под названием "The Stalkers" ("Сталкеры"). Когда
"Сталкерам" на замену ушедшему певцу нужно было найти нового,
барабанщик предложил кандидатуру своего кузена, по-нашему двоюродного
брата, Дэвида. Дэвид был в приятельских отношениях с музыкантами,
частенько пивко вместе пили. Дружить то он дружил, а на сцену выходить
опасался. Мик Бокс в конце концов его уговорил: после нескольких
кружек, набравшись храбрости пивной Дэвид заголосил в микрофон
отрепетированное и участь нового вокалиста была решена. Фамилия Дэвида
по метрике -- Гаррик, Дэвид Гаррик. Чем-то она ему не нравилась, тогда
то он и позаимствовал у классика романтической эпохи, поэта-аристократа
свой звучный псевдоним -- Байрон.
Бокс и Байрон к тому времени почувствовали себя достаточно уверенно и
решились на судьбоносный шаг: из любителей перешли в профессионалы,
другими словами, бросили дневную работу и полностью перешли на
музыкантские харчи. Свою новую группу они назвали "Spice" ("Специи",
"Пряности" или "Приправы") -- ну, знаете: перец, корица, имбирь. Это
потому что в английском есть выражение -- когда жизнь скучна и
однообразна, говорят, что специй в нее надо добавить. Они поместили в
газете объявление, что, мол, ищем барабанщика, легкого на подъем --
неженатого, без невесты. Из нескольких кандидатов выбрали одного, его
звали Алекс Напир. На репетицию приходил с какой-то девушкой. "Это, -
говорит, - моя сестра". Потом, когда уже в группу взяли, выяснилось --
не сестра она ему, а жена, ну, да уж поздно было. Басист Пол Ньюман
пришел из команды "The Gods" ("Боги").
Состав был укомплектован. Так, а что играть? Проще всего, чтобы
понравиться публике, надо играть всем знакомое, большинство начинающих
групп так обычно и делают. "The Spice", наоборот, играли малоизвестное,
кое-что из собственного сочинения добавляли. Поначалу из-за этого дело
шло со скрипом, публику свою пришлось завоевывать от концерта к
концерту, пока не образовалась своя собственная толпа. Отец басиста,
Пола Ньюмана, был поначалу чем-то вроде менеджера -- звонил, заделывал
концерты, организовывал. К 1969 году удалось уже выйти на уровень
лондонских клубов типа "Марки", однако для качественного броска вперед
нужен был иной тягач, для взлета требовался другой пламенный мотор.
Таким человеком стал Джерри Брон. Джерри был менеджер и продюсер,
владелец фирмы, который согласился приехать и посмотреть на выступление
группы. Ему понравилось, вскоре был подписан контракт -- поначалу
только на выпуск пластинок. Потом, познакомившись с ребятами поближе,
он решил взять на себя и менеджерские обязанности. Фирма Джерри Брона
называлась "Хит Рекордз", у нее были рабочие взаимоотношения с
корпорацией "Philips", конкретно -- с лейблом "Vertigo". Все четверо
музыкантов прикатили в Лондон на запись в студию "Лэнсдаун".
Стоял конец 1969 года, Англия отмечала столетие смерти Диккенса:
мемориальные статьи в газетах, передачи по радио и телевидению -- тогда
то Джерри Брон и предложил новое название для группы -- "Uriah Heep",
по имени персонажа из романа "Давид Копперфильд", бесхребетного
кляузника и подлеца. Другим нововведением было увеличение состава, в
группу вошел клавишник. "Мы записали уже половину первой пластинки, --
вспоминает Мик Бокс, -- и поняли, что нам в звучании чего-то не
хватает. Я давно был поклонником "Vanilla Fudge", у них такой
специфический звук органа "Hammond", а поверх него -- парящая гитара. В
сочетании с пронзительным, вибрирующим тенором Дэвида Байрона звук у
нас получался -- что надо." Конец цитаты. Поначалу клавишника просто
вызывали на запись, а потом басист Пол Ньюман предложил своего
приятеля, Кена Хензли, с которым он когда-то играл в группе "The Gods".
В тот момент Хензли играл не на клавишных, а на гитаре с довольно
известной командой под названием "Toe Fat", в переводе -- "Жир на
большом пальце ноги". То, что Хензли услышал на репетиции, его убедило,
он дал свое согласие.
"Come Away Melinda" - композиция с первого альбома "Uriah Heep", и он
назывался "Very Heavy... Very Humble" или, как его правильно произнести
"Very 'eavy... Very 'umble" -- в названии имитировался стиль самого
Диккенса, воспроизводившего в прямой речи своих героев лондонский
акцент кокни, а кокни букву 'h' обычно не выговаривают. Название я бы
перевел как "Весьма тяжелый, но очень скромный". На этой пластинке
Хензли появился поздно и участвовал в ней только как инструменталист,
его композиторским талантам суждено было развернуться на следующих
пластинках. Во время записи первого альбома ушел барабанщик Алекс Напир
-- тот самый, который жену выдавал за сестру. Видимо, в цыганской жизни
рок-музыканта не оказалось места для семьи, на замену ему пришел
Найджел Олссон, который вообще то работал с Элтоном Джоном, но Элтон
только закончил запись своей первой пластинки и Найджел был свободен.
Первый альбом "Uriah Heep", "Very 'eavy... Very 'umble", вышел в свет в
июне 1970 года, в Америке он назывался просто "Uriah Heep". На обложке
-- типичная картинка из фильмов ужасов: мертвяк с открытым ртом, лицо
покрыто паутиной. В роли мертвяка позировал Дэвид Байрон, это его лицо.
Он же, в содружестве с Миком Боксом написал большую часть песен,
положивших начало золотому фонду "Uriah Heep", даже и не подозревавших
тогда -- сколько лет им придется потом играть и петь их по городам и
весям земного шара.
|