Лидер ирландской группы U2 Боно, помимо
музыкальной деятельности известен своей гуманитарной активностью в
Африке. с недавних пор Боно является колумнистом The New York Times.
свою первую колонку он посвятил знаменитому американскому певцу Фрэнку
Синатре.
Несколько недель назад…
Я сижу в битком
набитом Дублинском пабе накануне Нового года. слышен непрекращающийся
звон ударяющихся друг о друга и разбивающихся в шумной пирушке
бокалов, постоянно хлопают двери, впуская и выпуская парочки, на
глазах разворачиваются сцены семейных ссор и примирений. солодовое
веселье и имбирное уныние к вашим услугам уже четверть века – с тех
пор, как Артур Гиннес наполнил бокал первой пинтой своего густого
темного пива.
Интересное состояние. Ирландия решила рискнуть,
поставив деньги на кон, и потеряла все; «Ирландский тигр» поджал свой
хвост: строители и банкиры криво улыбаются и с трудом принимают все
нововведения уходящего года. и вдруг поверх гула голосов звучит то, что
заставляет всех присутствующих отвлечься от своих проблем: песня «Мой
путь» («My Way») в исполнении Фрэнка Синатры. его песне-протесту уже 40
лет, а все до сих пор подпевают ей, вкладывая в слова свой собственный
смысл. меня же поражает отсутствие в его голосе одного очень важного
качества: сентиментальности.
Может быть, это как раз то
качество, которое понадобиться всем нам в наступившем году? в тумане
неуверенности во всем: будь то бизнес, любовь или вся жизнь в целом -
голос Синатры словно спасительный луч света: в нем звучит та
уверенность, которая, с одной стороны, позволяет отвлечься от
неприятностей и помечтать, а с другой стороны, как крепкий кулак
сшибает с вашего носа розовые очки, не позволяя зайти в своих мечтах
слишком далеко:
призыв к правдивости
именно таким голосом говорят: «не ври мне»
именно таким голосом говорят: «детка, если у тебя есть другой, скажи мне об этом прямо сейчас»
он какой-то неправдоподобный, но при этом не лживый. снимаю шляпу перед такой честностью
Новый
год сменяет старый, эмоции в помещении зашкаливают: буквально
чувствуешь, как вокруг идет борьба между надеждой и страхом, ожиданием
и тревогой. но что бы в итоге не одержало верх, его голос будет
сопровождать тебя.
Сейчас я у себя дома в Дублине, откупориваю
бутылку хорошего вина, еще немного и оно превратится в винный уксус,
если семья и друзья чересчур увлекутся, а я думаю, так и будет. возле
небольшого подвальчика я поднимаю глаза, чтоб посмотреть на картину в
желтых тонах: этот рисунок Фрэнк прислал мне сразу после того, как мы
спели дуэтом «I’ve Got You Under My Skin» для его альбома «Дуэты» 1993
года. рисунок, сделанный его рукой. ярко-желтого цвета концентрические
круги, по спирали расходящиеся на фоне пустынной равнины. Фрэнсис
Альберт Синатра, художник-модернист.
Как-то я гостил в его доме
в Палм Спрингс, и это было довольно волнующе – из окон открывался вид
на бескрайнюю пустыню и горы, и ни клочка травы на мили вокруг. многие
мили. мы много разговаривали о джазе. именно тогда он и показал мне
этот рисунок. я подумал, что круги изображали какой-то духовой
инструмент: горн или трубу - я так и сказал Фрэнку: «картина называется
«Джаз», если хочешь, я тебе ее подарю».
На мою фразу о том, что,
по слухам, он оказал самое большое влияние на Майлза Дэвиса, я получил
краткий и емкий ответ: «обычно я не общаюсь с мужиками, которые носят
серьги в ушах».
«Майлз Дэвиз не бросает слов на ветер и не тратит свое время на дураков».
«Джаз
– это именно тот миг, в котором ты сейчас находишься. быть современным
– это не значит жить будущим, это значит жить сейчас».
Я
задумался над этими словами сейчас. в этот Новый год. обилие
современной попсы только и твердит, что о настоящем… чистый лист, не
перегруженный красками. мне интересно, чтобы Фрэнк сказал, если бы
узнал, сколько времени мы с моей группой тратим на запись наших
альбомов – зная его нетерпимость и требовательность к продюсерам и
директорам – да к кому угодно, на самом деле – кто разводит канитель,
по его мнению. я думаю, он абсолютно прав. наслаждение моментом, в тот
самый миг, когда ты нажал кнопку «запись» - заставляет его длиться
вечно. но только если ты, как Фрэнк, поешь так, как никогда не пел до
этого и так, как никогда больше не споешь. но только если.
Если
вы хотите услышать самый бесчувственный голос в истории поп-музыки –
только тсссс, не я вам это сказал – найдите песню Фрэнка, посвященную
бессоннице - “One for My Baby (and One More for the Road) ”, точнее ее
версию, размещенную на альбоме «Дуэты». прослушайте ее от начала до
конца, и возможно вам удастся услышать, как на том конце провода рыдает
человек, переживший сильный удар: «It’s a long, long, long road». но…
готов поспорить, Вы такого не услышите.
Так же как в истории
с Бобом Диланом, Ниной Саймон, Паваротти, голос Синатры с возрастом
стал гораздо лучше, как виски, выдержанное в потрескавшихся дубовых
бочках.
Певцы, гораздо больше, чем остальные музыканты, зависят
от собственных знаний и переживаний. и в этом есть определенная
опасность – когда они теряют присущую им естественность и наивность, в
которых определенно есть собственная прелесть и сила – и вместе с
жизненным опытом приобретают новые навыки, которые пригодятся им в
далеко не простой жизни, полной тягот и горестей.
Привести пример? да пожалуйста. возьмите две версии одной и той же песни Синатры «My Way».
Первая
была записана в 1969 году, когда председатель совета директоров сказал
Полу Анка, написавшему для него эту песню: «я ухожу из этого бизнеса.
меня все достало. я сваливаю ко всем чертям». в таком прочтении эта
песня – своего рода прощальная похвала за ту решимость, с которой
человек признает все ошибки, которые он совершил на своем пути.
В
более поздней записи Фрэнку уже 78 лет. аранжировка Дона Косты осталась
без изменений, слова и сама мелодия абсолютно такие же, но в этот раз
это разбивающая сердца песня о крушении всех надежд. от высокомерия в
голосе певца не осталось и следа (он вроде как облажался). и песня
теперь звучит как извинение.
К чему это я все веду? все
двойственно, сложно. мне посчастливилось спеть дуэтом с человеком,
который понимал эту двойственность, у которого определенно был талант:
он смог услышать в одной песне две абсолютно противоположные идеи и
был достаточно мудр, раскрывая каждую из них в нужный момент
А если говорить о нашем конкретном случае. какую из версий услышали мы?
В
пабе в канун Нового года все люди, находящиеся в помещении,
оглушительным хором поют «I did it my way» - я и все эти смутьяны
слышим в этой песне обе ее составляющие: гордость и покорность.